Как составить успешный бизнес-план

“Когда я начал свой бизнес, то даже не считал это бизнесом. Все, что я знал, это то, что мне нужно было содержать семью, платить за квартиру, заправлять авто. Однако по ходу дела я понял, что у меня есть бизнес, и бизнес-план может правильно его структурировать. В моем случае составление бизнес-плана было больше связано с постановкой целей, сроками выполнения конкретных задач и выяснением того, когда покупать новое оборудование для домашнего офиса. Однако для многих предпринимателей создание бизнес-плана является намного более сложным процессом”.

Консультант сайта “Веб экстерн” webextern.ru

Знай свой бизнес

Ваш первый шаг – ответить на предварительные вопросы. Что вы знаете о своем бизнесе? Как и с кем будете конкурировать? Что можете предложить, чего нет у других?

Узнайте побольше об отрасли, в которую вы планируете войти. Подумайте о том, чего вы хотите добиться от своего бизнеса. Определите свою целевую аудиторию и решите, как удовлетворить ее интересы.

Зачем нужен бизнес-план

Далее нужно выяснить почему вы создаете бизнес-план.

Консультант сайта “Веб экстерн” webextern.ru, рассказывая о собственном опыте в начале этой статьи, создал бизнес-план для самого себя, чтобы тот мог служить “дорожной картой”. Бизнес-план, который создается для собственного “назидания”, существенно отличается от того документа, который составляется для получения финансирования бизнеса (например, оформления кредита) или для привлечения инвесторов. Это надо понимать.

Как только вы определите для самого себя, какие задачи должен решать бизнес-план, можно приступить к созданию этого документа. Он систематизирует и структурирует необходимые шаги, сроки и действия, и поможет вам достичь поставленной цели.

Что включить в бизнес-план

Итак, теперь вы готовы начать. Когда вы представляете свой бизнес-план инвесторам или кредиторам, необходимо иметь четкое представление о том, что они ожидают увидеть. Вы привлечете больше инвесторов или кредиторов, если они увидят, что вы отлично понимаете процесс и профессионально разбираетесь в деталях.

Бизнес-план должен включать следующие разделы:

Миссия: краткий обзор руководящих принципов вашей компании и того, что вы надеетесь достичь в своем бизнесе.

Резюме: краткое описание бизнеса и его владельцев, а также отрасли, ниши и целевого рынка.

Продукт или услуга: что вы планируете предложить и как это работает.

Целевой рынок: инвесторы, кредиторы или спонсоры должны знать, какой сегмент юридических лиц или населения вы пытаетесь охватить (на кого конкретно направлен продукт или услуга).

Маркетинговый план: у вас должно быть четкое представление о маркетинговой тактике, которая будет использоваться для охвата целевой аудитории, обеспечения и увеличения продаж. Максимально детализируйте маркетинговые планы, чтобы инвесторы, кредиторы или спонсоры были уверены, что тактика продаж продумана до мелочей.

Анализ отрасли и ниши: покажите, что вы отлично знаете состояние своей отрасли и ниши, а также основных конкурентов. Проанализируйте отрасль и нишу, сильные и слабые стороны конкурентов. Покажите, почему ваш товар или услуга ожидает успех на рынке.

Финансовые показатели: покажите, как идут ваши дела сегодня и как вы планируете финансировать бизнес в будущем. Вы должны предоставить финансовую отчетность, бухгалтерский баланс, отчет о доходах и отчет о движении денежных средств. Если сегодня вы сами успешно финансируете свои усилия, инвесторы, кредиторы или спонсоры с удовольствием поддержат вас и ваш бизнес-план.

Персонал: поделитесь информацией об управленцах вашей компании и других ключевых сотрудниках. Достойные резюме и опыт в отрасли чрезвычайно важны.

Какое финансирование вы предпочитаете: в этой части бизнес-плана следует подробно описать, что вы хотите получить: инвестиции, кредит, спонсорскую помощь или иное финансирование. Укажите, сколько денег вам нужно и в какие периоды, как и для чего планируете их использовать.

Приложения: сопроводительная документация и другая информация. Это договоры аренды, поставки, на доставку. Маркетинговые исследования, страховые полисы, налоговые декларации, годовые отчеты. Патенты, сертификаты, публикации и иные документы, которые могут подтвердить заявления, озвученные в бизнес-плане.

На самом деле, даже если вы не пытаетесь привлечь финансирование, составить бизнес-план весьма полезно, поскольку этот документ заставляет по-настоящему задуматься о своем бизнесе и о том, чего вы надеетесь достичь.