Как работают финансы: три ошибки в оценке продавцов и участников торгов

Если вы покупаете акции, приобретаете компанию, покупаете дом или инвестируете в образование, нужно выполнить оценку интересующего вас актива. Оправданы ли предложенные инвестиции? Сколько вы должны заплатить?


Увы, после приобретения акции (или другие активы) нередко падают в цене, указывая на то, что вы, вероятно, переплатили и стоимость покупки была завышена (то есть несправедлива). Специалист сервиса Веб Экстерн поможет ответить на вопросы, как работают финансы и почему инвесторы (покупатели) систематически переплачивают. В данной публикации приведены три главных ошибки в оценке активов продавцами и участниками торгов.

Игнорирование стимулов

Первая и самая распространенная ошибка заключается в игнорировании стимулов людей, вовлеченных в сделку. Конечно же, продавцы активов хотят, чтобы покупатели переплачивали. Это нормально.

Но кроме этого есть еще один момент. Именно продавцы контролируют важные источники информации касательно реализуемых активов, в том числе эксплуатационные, статистические и финансовые данные. Как вы думаете, что делал продавец, готовясь к продаже? Зная, что приближается сделка, он вполне мог отсрочить обязательные плановые расходы на поддержание актива или сократил объемы необходимого текущего инвестирования. В расчете на то, что это уже будет проблемой нового владельца (инвестора).

Такое поведение продавцов весьма распространено, поэтому должная осмотрительность является важной частью любого процесса приобретения.

Данная проблема не ограничивается продавцами, она намного шире. Как правило, брокерам, агентам и инвестиционным менеджерам платят только по завершении сделки, поэтому они заинтересованы, чтобы вы ее все таки заключили. Или, скажем, некоторые сотрудники и/или даже руководители, работающие в вашей компании, вполне могут иметь извращенные стимулы. Они могут предполагать, что получат повышение по службе, если вы откроете новое подразделение (при этом их не слишком волнуют вопросы рентабельности вашего бизнеса, и эффективно ли открытие нового подразделения с точки зрения коммерческого успеха).

Каждый, кто участвует в сделке или транзакции, может тонко менять предположения или прогнозы, влияя на ваше решение, чтобы воплотить возможность в реальность. В результате масса несбалансированной и часто некорректной информации приводит к самоуверенности на пустом месте, переплате и порой даже к существенным убыткам.

Продолжаем разговор о том, как работают финансы. Первую ошибку в оценке продавцов и участников торгов мы рассмотрели, приступаем к обсуждению второй.

Преувеличение синергизма и игнорирование затрат на интеграцию

Синергия – это идея, что после объединения стоимость двух компаний будет больше, чем сумма значений каждой отдельной компании. На первый взгляд, идея синергизма является логично обоснованной.

Например, если вы объедините два отдела продаж и рационализируете их, это должно привести к снижению затрат. Если вы объедините две компании, то будете контролировать больше мощностей в отрасли и получите больше возможностей для гибкого ценообразования.

Представьте, что Amazon хочет объединиться с eBay. Возможность использования обоих наборов клиентских баз или обоих наборов поставщиков в объединенной компании может быть сверхмощной. При этом организационные, логистические, вычислительные и вспомогательные затраты вполне могут быть уменьшены.

Оба приведенных примера являются потенциальными случаями синергии. Объединенная компания могла бы получить доступ к клиентам, которых у нее до этого не было, увеличить объемы продаж и обороты, и при этом сократить хозяйственно-операционные расходы.

Проблема с синергизмом заключается в том, что люди склонны переоценивать то, как быстро и безупречно в организационном плане начнет работать объединенная структура. А еще людям свойственно переоценивать масштабы внедренных эффектов. Руководители (топ-менеджеры) и собственники бизнеса нередко игнорируют тот факт, что слияние – крайне сложный процесс. И что для изменения (корректировки) различных производственных алгоритмов требуется время. Оно требуется и персоналу.

Еще одна проблема заключается в том, что люди часто включают синергизм в цену сделки, то есть устанавливают чрезмерно высокую цену за актив на основании оптимистичных ожиданий, а не реалий. Это приводит к переплате, поскольку выгоды от создания синергетического эффекта передаются акционерам приобретаемой компании, а не являются частью создания стоимости, которую слияние приносит приобретающей компании.

Как работают финансы в синергизме мы рассмотрели. Это была вторая ошибка в оценке продавцов и участников торгов. Ну а дальше – третья, завершающая.

Недооценка капиталоемкости

Последняя ошибка в оценке, которую совершают продавцы и заинтересованные участники торгов, заключается в занижении капиталоемкости бизнеса.

Рост EBIT (прибыль до вычета процентов по кредитам и займам, а также налогов и сборов) или свободных денежных потоков обычно требует увеличения базы активов за счет капитальных затрат. Но эти капитальные затраты уменьшают свободные денежные потоки и игнорируются людьми, стремящимися заключать сделки.

Например, конечные значения будут предполагать постоянные темпы роста, но в последнем моделируемом году (он служит основой для конечного значения), капитальные затраты будут просто равны амортизации, что указывает на отсутствие роста активов. По сути, занижение капиталоемкости раздувает ценность.

Итак, мы рассмотрели, как работают финансы и по каким причинам покупатели (инвесторы) часто переплачивают за активы. Три ошибки в оценке активов участниками торгов – наиболее серьезные, но есть и другие, менее значимые. Впрочем, когда они сочетаются в комплексе, их “массовое” значение может иметь катастрофическое значение.

Поэтому покупателю и/или инвестору следует быть предельно пессимистичным относительно предлагаемой стоимости сделки. Не нужно торопиться доставать кредитную карту, чтобы оплатить интересующий актив; не следует спешить выполнять перевод денег онлайн продавцу. Оценка актива требует серьезного подхода; порой нужно подключать к этому ответственному делу профильных специалистов, как, например, с биткоинами.