Как научить детей финансовой грамотности

Статья Джима Брауна (Jim Brown) – финансового консультанта и основателя успешной компании Jim Brown Investing. Автор имеет более чем 30-летний опыт работы в финансовой индустрии, является соавтором финансового бестселлера «Справочник по мошенничеству с финансовыми отчетами».


За 30 лет профессионального опыта я работал аудитором, инвестором, налоговым агентом и финансовым консультантом – и был свидетелем влияния финансовой грамотности (или ее отсутствия) на бесчисленное количество взрослых людей всех возрастов.

Обучение детей обращению с деньгами не должно быть сложным. Вы либо вкладываете усилия и время, либо нет. И если вы это делаете, лучше начать раньше, чем позже. Согласно исследованию, проведенному в Кембриджском университете, дети уже могут осознать основные понятия денег в возрасте трех лет, а к семи годам их привычки в отношении денег уже установлены.

Как мы учим наших детей обращению с деньгами

У нас с женой двое детей, обоим до 14 лет. Как и большинство родителей, мы не хотим, чтобы они пострадали от финансового разгильдяйства, когда станут старше. Мы также не хотим, чтобы они были в долгах и неразумно тратили свои сбережения.

При этом мы хотим, чтобы они понимали важность говорить правду или говорить «пожалуйста» и «спасибо». Мы также хотим, чтобы они понимали важность денег: что это стоит, почему это важно и как практиковать умные привычки, которые приведут к успеху. Чтобы сделать это, мы делаем вещи веселыми и простыми.

1. Играем в «Пошли по магазинам»

Я обнаружил, что мои дети больше вовлечены в учебный процесс, когда он имеет экспериментальный или игровой характер. «Пошли по магазинам» – игра, в которую мы играли, когда они были в дошкольных учреждениях.

Для начала мы создали миниатюрный супермаркет в нашей гостиной – в комплекте с игрушечным кассовым аппаратом и игровым набором для фермеров, продающих фрукты и овощи. В регистре имелась цифровая клавиатура, денежный ящик и деньги на сдачу.

После того, как мы с женой установили цены, один ребенок делал покупки, а другой занимался оформлением заказа. Мы были готовы помочь и ответить на вопросы. Но в конце концов они стали достаточно опытными, чтобы играть самостоятельно.

Стимулирование шоппинга обострило их навыки математики и бюджетирования. Это также помогло им чувствовать себя более комфортно, разговаривая друг с другом о деньгах.

2. Играем в «Сколько это стоит?»

Игра, в которую мы продолжаем играть, называется «Сколько это стоит?»

За обеденным столом мы все по очереди представляем произвольно выбранные товары для продажи вместе с несколькими вариантами ответов для их приблизительных цен.

Несколько примеров:

  • Бутылка с водой: 0,50, 2,50 или 6 $?
  • Билет в кино: 4, 10 или 40 $?
  • Ежемесячный телефонный счет: 12, 100 или 400 $?
  • Новый (базовый) автомобиль: 5000, 35000 или 500000 $?

Подобные игры помогают им понять относительную ценность различных продуктов и услуг.

3. Мы не даем им деньги просто так

Одна из самых больших ошибок, которые я вижу, делают родители, предлагая своим детям неограниченные средства на предметы первой необходимости.

Наши дети начали получать еженедельное пособие, когда им исполнилось шесть лет. Мы давали им 6 долларов в неделю и увеличивали сумму на 1 доллар каждый год, когда они становились старше. Они могли бы заработать больше, если бы сделали что-то хорошее на текущей неделе, например, предложили помочь кому-то или очень успешно сдали тест по математике.

Конечно, нет никаких установленных правил относительно того, сколько денег вы должны давать своим детям; это в основном зависит от ваших финансовых возможностей и того, чего вы ожидаете (в смысле – как дети будут нести финансовую ответственность).

Тяжелые последствия предоставления детям неограниченных средств на расходы, особенно после того, как они истратили все ранее выданные деньги, осознаются большинством родителей намного позже.

Дети родителей, которые делают это, могут выработать привычку полагаться на дополнительные источники финансирования, которые могут быть весьма дорогостоящими, такие как задолженность в виде кредитных карт с высокими процентами.

4. Мы проводим детей через процесс составления бюджета

Самый простой способ научить своих детей составлять бюджеты – это составлять их вместе.

Например, когда моих детей приглашают на вечеринку по случаю дня рождения, я выделяю им разумный бюджет и помогаю купить подарок, который остается в пределах установленного ценового диапазона.

5. Мы показываем им, как направить свои деньги “в работу”

Когда моя старшая дочь накопила достаточно денег, мы перевели их из копилки в банк. «Поздравляем! Ты вкладываешь свои деньги в работу», – сказал я.

Хотя этот процесс имеет для взрослых реальный смысл, он может быть слишком абстрактным для некоторых детей. Вот почему важно объяснить – с точки зрения непрофессионала – как их деньги приносят больше денег (пассивный доход) и как эти дополнительные деньги будут продолжать приносить еще больше денег (накапливаться).

Эти концепции и навыки будут служить им на всю жизнь.

6. Мы призываем их делать добро со своими деньгами

Мы с женой иногда делаем пожертвования на благотворительные или некоммерческие организации. Это служит хорошим примером для наших детей и препятствует проявлениям эгоизма и жадности.

Когда наши дети накопили достаточно денег, мы вместе просматриваем список благотворительных организаций и заставляем их выбрать ту, которая поддерживает миссию, которую они ценят.

Это отличный способ научить их делиться и тому, как деньги – будь то 1 доллар или 10 долларов – могут быть использованы для помощи другим.

Автор Джим Браун (Jim Brown)