Управление

человеческими ресурсами

Равные возможности в области занятости


Статья 119 Римского договора требует равной оплаты за равный труд для мужчин и женщин, и это требование в принципе является обязательным для всех стран - членов ЕС. Совет министров ЕС указывает также на необходимость предоставления мужчинам и женщинам равных прав на пенсионное обеспечение и льготы по социальному обеспечению.

В интерпретации Европейского суда это требование означает необходимость установления одинакового возраста выхода на пенсию для работников обоего пола. Статья 119 распространяется на заработную плату, дополнительные льготы, натуральную оплату (товарами и услугами), доступ к разным схемам пенсионного обеспечения и т.д. Под равной работой подразумевается работа эквивалентной ценности (а не просто работники, занятые выполнением идентичных должностных обязанностей), а также равное бремя возложенной на работников обоего пола ответственности, чтобы показать, что возможное расхождение в уровне оплаты труда мужчин и женщин не объясняется дискриминацией по признаку пола.

Законодательство, предусматривающее равные возможности в области занятости, существует во всех странах ЕС.

В Бельгии, например, жертва несправедливой дискриминации по признаку пола или расы может требовать в суде по трудовым спорам компенсацию (вплоть до шестимесячной оплаты труда или в размере фактически понесенного от этого ущерба). В виде наказаний виновным в дискриминации предусматривается целый ряд мер - от небольшого штрафа до тюремного заключения на срок до одного месяца.

Во Франции также предусматриваются наказания за дискриминацию по признаку пола. Французские компании, имеющие численность персонала более 50 человек, в обязательном порядке должны ежегодно представлять представителям профсоюзов и инспекций по труду отчет о степени равенства работников обоих полов предприятия.

В Германии претенденты на вакантное место, чьи кандидатуры были отвергнуты на основании половой принадлежности, могут требовать оплаты работы, которую они могли бы выполнять будучи отобранными, за четырехмесячный период. Германское трудовое законодательство в этой области распространяется также на вопросы внутреннего продвижения персонала в пределах компании.

В Греции жертвы несправедливой дискриминации по признаку пола могут требовать удовлетворения в гражданском суде, хотя штрафы небольшого размера могут также налагаться непосредственно Министерством труда.

В Ирландии в аналогичных случаях можно требовать компенсацию в размере заработной платы за период 104 недели, а суды могут наложить штраф из расчета на каждый день всего периода, когда несправедливая дискриминация имела место.

В Дании, Греции и Бельгии предусматривается существенное различие в правах служащих и инженерно-технических работников, работающих на условиях твердого оклада, по сравнению с работниками физического труда. Например, согласно Закону о договоре найма, принятому в Бельгии, принадлежность работника к «белым» или «голубым воротничкам» влияет на:

а) продолжительность испытательного срока и срока обязательного уведомления о предстоящем увольнении;
б) срока начала действия уведомления об отставке (так, представителей «белых воротничков» работодатель обязан уведомить о предстоящем увольнении за месяц, а для «голубых воротничков» увольнение происходит в ближайший после получения уведомления понедельник).

В Дании также имеется различие в законодательных положениях для разных категорий работников, в том числе определяющих оплату по болезни и продолжительность срока уведомления об увольнении.

В Греции «голубые воротнички» по закону не имеют права на обучение для выполнения канцелярской работы.

Сегодня 18.06.2018