Управление

человеческими ресурсами

Свободное перемещение рабочей силы


Римский договор не предусматривает абсолютного права на свободу миграции граждан из стран ЕС, но тем не менее гарантирует свободу перемещения для работников и их семей. Цель этого положения договора - обеспечить перемещение рабочей силы из регионов безработицы в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы. Три принятые в 1990 г. директивы расширяют право на свободное перемещение для:

• лиц с собственными средствами;
• лиц, находящихся на пенсии;
• студентов, проходящих обучение в странах ЕС.

При этом повсеместно лица, намеревающиеся переместиться, не должны иметь экономической зависимости от системы социального обеспечения страны их нового местожительства. Это требование предотвращает возникновение ситуации, когда человек, длительное время остающийся безработным, может свободно поселиться в стране с самым высоким уровнем социальных выплат. Рабочие имеют право на свободный въезд в любое государство для трудоустройства и в дальнейшем оставаться в нем для продолжения работы.

Согласно определению Европейского суда «рабочий - это лицо, выполняющее работу (оказывающее услуги) другому лицу в течение определенного периода времени и под руководством другого лица взамен на вознаграждение». Под это определение подпадает работа как полный, так и неполный рабочий день. Лицам, занятым собственным бизнесом (работающим не по найму), также гарантирована свобода передвижения при условии, что они относятся к категории экономически активных лиц. Ни одна директива или устав не устанавливают продолжительности времени, в течение которого иностранный рабочий может подыскивать работу в другой стране, однако имеется судебный прецедент, рассматривавшийся в Европейском суде в 1982 г., когда минимальная продолжительность такого периода была определена в три месяца - именно в течение такого периода времени человек был способен обеспечивать себя, не прибегая к помощи государственной социальной службы страны пребывания.

Ряд стран предоставляют иностранцу на поиски работы шесть месяцев. Как только человек находит работу, он получает право на проживание в стране пребывания, если только он затем не оставляет работу в добровольном порядке. Вид на жительство выдается сроком на пять лет с периодическим продлением раз в пять лет. Когда работник-иностранец уходит на пенсию, он сохраняет право на жительство в этой стране при условии, что достиг установленного для получения пенсии возраста в данной стране и прожил в ней не менее трех лет, причем в течение последнего года проживания работал по найму. Если работник потерял трудоспособность вследствие профессионального заболевания или аварии на производстве, он получает право на пенсию, а затем и на проживание независимо от предыдущего срока пребывания и работы в данной стране. Лица, потерявшие трудоспособность вследствие иных причин, не связанных с их производственной деятельностью, имеют право остаться в стране пребывания, если предыдущий период их проживания в этой стране был не менее двух лет.

Все права на жительство распространяются на членов семьи и иждивенцев работника-иностранца:

• супругу (супруга) и детей в возрасте до 21 года, или детей старше 21 года, если они находятся на иждивении работника;
• престарелых родителей, бабушек и дедушек работника или его супруги (супруга).

Семья работника-иностранца должна пользоваться равными с гражданами данной страны правами на образование, социальные льготы, доступ к государственному жилью и т.д. Эти права теряются, если (а) работник теряет право на жительство или (б) лицо перестает быть членом семьи работника-иностранца (например, после развода или после женитьбы сына/дочери).

Смерть работника не лишает членов его семьи права на жительство в данной стране при условии, что семья прожила в этой стране не менее двух лет или работник умер от аварии на производстве или от профессионального заболевания. Взносы на социальное страхование, которые выплачивал работник-иностранец в период работы в одной стране, должны учитываться при определении размера социальных льгот, причитающихся ему в другой стране.

Статья 48 Римского договора объявляет незаконной дискриминацию претендентов на вакантное место на основании их национальности за исключением организаций государственного сектора. От работодателей в государственном секторе требуется обоснование подобной дискриминации, и если иностранец (из другой страны ЕС) получает работу в государственном секторе, он обладает теми же правами, что и работники, являющиеся гражданами этой страны.

Сегодня 18.06.2018