Управление

человеческими ресурсами

Великобритания


Судя по отчетам британские компании тратят на профессионально-техническую подготовку работников гораздо меньше средств, чем французские и германские компании. Каждые четыре из пяти британских рабочих и каждые три из пяти работников нефизического труда не прошли вообще никакого дополнительного профессионально-технического обучения после окончания школы. Менее 25% британских менеджеров высшего эшелона управления являются выпускниками университетов, по сравнению с 60-65% во Франции и Германии. По результатам выборочной проверки британских компаний, бюджеты третьей части фирм из выборки вообще не предусматривают статьи на профессионально-техническое обучение.

Подготовка профессионально-технических кадров высшей квалификации вообще сильно пострадала из-за упадка производственной базы страны, а особенно вследствие глубоких экономических спадов. В настоящее время в британских компаниях можно встретить лишь очень ограниченное количество эффективных схем профессионально-технической подготовки.

Профессионально-техническое образование Великобритании характеризуется фрагментарностью и, как утверждают многие, неспособно следовать за быстро развивающимися технологическими изменениями. К числу основных проблем можно отнести отсутствие сколько-нибудь серьезной системы стандартной сертификации во многих отраслях, отсутствие согласованности и координации действий среди образовательных организаций, обеспечивающих профессионально-техническое обучение, а также короткие сроки, отведенные на обучение. Таким образом, британский подход к профессионально-техническому обучению полностью оставляет его на откуп рыночным силам при полном отсутствии законодательных положений, обязывающих компании обучать своих работников. Британское профессионально-техническое образование характеризуется тенденцией к узкой отраслевой направленности и отражению специфики конкретной компании, тем самым «привязывая» работника именно к этой компании или именно к этой работе.

Британскую систему профессионально-технического образования часто подвергают критике и за то, что она сосредоточена на обучении навыкам и умениям в сфере профессий и отраслей, не имеющих будущего, а также за отсутствие гибкости и неспособность воспринимать перемены. Критика побудила британское правительство создать новую основу для системы профессионально-технического образования, базирующуюся на национальной схеме профессионально-технической квалификации, направленной на консолидацию и рационализацию системы профтехобразования, утверждение общенациональных стандартов в области различных профессий, а также на проверку их целесообразности.

Общее образование

Британская система образования в основном носит всеобщий характер и обеспечивается государством, однако частный сектор (в частных учебных заведениях обучается около 10% всех учащихся Великобритании) исключительно влиятелен в этой области и дает непропорционально большую долю абитуриентов для высших учебных заведений страны. В последнее время британские университеты и прочие учебные заведения все больше и больше привлекают иностранных абитуриентов, в том числе быстро растет их число из других стран Европейского союза. Обучение в Великобритании привлекает иностранных студентов тем, что, во-первых, в процессе учебы они стремятся усовершенствовать свое знание английского языка (а это универсальный язык бизнеса и техники), во-вторых, британские вузы предлагают широкий набор курсов и специализаций, и, в-третьих, плата за обучение в Великобритании значительно ниже по сравнению с другими странами ЕС.

Однако на предыдущем образовательном уровне британская система образования испытывает ряд серьезных трудностей.

а) Доля выпускников школ, стремящихся продолжить обучение в вузах существенно ниже, чем в прочих странах Европейского союза.
б) В среднем более низкий уровень изучения ряда предметов, например математики, естественных наук, по сравнению с уровнем их изучения в других индустриальных странах (особенно в Германии, Франции, Японии и США).
в) Жестокая нехватка учителей по ведущим школьным дисциплинам, особенно по математике, физике, химии.
г) Низкий уровень общей грамотности и знания математики у значительной части выпускников школ. Тестирование выпускников при поступлении на обучение для молодежи (специальная программа британского правительства для профессионально-технического обучения безработных молодых людей), показало, что четверть из них с трудом выполняют элементарные арифметические действия, а пятая часть практически не способна писать без орфографических ошибок.

Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров

Британский подход к менеджменту основывается на философии американской практики бизнеса, делающей упор на межличностные отношения в управлении компанией. Довольно популярны короткие курсы; ряд крупнейших британских компаний имеют собственные центры подготовки менеджеров. Вероятно, именно по этой причине менеджерам менее крупных компаний ежегодно предоставляется меньше времени на обучение, чем их коллегам во Франции или Германии.

Исключительно популярным в университетах и колледжах Великобритании является изучение бизнеса, большое число студентов осваивает бухгалтерское дело и прочие направления профессиональной квалификации на основе неполного учебного дня. Овладение различными профессиональными навыками традиционно для этой страны, значительное число молодых людей избирают именно этот путь к карьере менеджера.

Вероятно, это объясняется следующими причинами:

а) практической ориентацией учебного процесса;
б) имеющий профессиональную квалификацию может немедленно внести реальный вклад в работу компании, не нуждаясь в дополнительном и подчас длительном обучении;
в) представляется возможность зарабатывать во время учебы, а это гарантирует, что к моменту окончания учебы и получения профессиональной квалификации учащийся имеет соответствующий опыт практической работы;
г) интересом, которое работодатели испытывают к обладателям профессиональной квалификации, что позволяет быстрее найти хорошо оплачиваемую и интересную работу.

Некоторые полагают, хотя это мнение и может быть оспорено, что в прошлом слишком большую популярность получили дилетантизм и способность как-то разрешать запутанные ситуации. Конкуренция, ужесточившаяся в результате присоединения Великобритании к единому рынку, изменила это положение, и все возрастающая зависимость страны от свободной торговли в рамках Европейского союза делает ее более восприимчивой к новым идеям. Например, следует обратить внимание на ту легкость, с которой японские компании сумели привнести новую культуру бизнеса и методы работы в свои операции в Великобритании.

Сегодня 18.06.2018