Управление

человеческими ресурсами

Общее и профессионально-техническое образование


Молодежь европейских стран становится все более образованной. По данным Евростата (статистической службы Европейского союза), около 23% населения стран союза в настоящее время получает очное дневное образование - показатель, сопоставимый с аналогичным показателем по Японии (но на 2% уступающий показателю по СИТА). Более того, увеличивается продолжительность обучения как в школах, так и в колледжах: на данный момент около четверти европейских студентов продолжают учебу и после 19 лет.

Доля лиц молодых возрастов (от 5 до 24 лет), получающих полный курс образования, наиболее низка в Великобритании и Португалии (65%). Наиболее высок данный показатель в Германии, Швеции и Франции (около 83%), в остальных странах Европейского союза он составляет от 70 до 77%. Более того, около 12% всех датчан имеют высшее образование третьего (наивысшего) уровня, в Бельгии этот показатель составляет 11%, в Нидерландах - 10%. Наиболее отстающими по этому критерию являются Португалия, Ирландия и Великобритания: лишь 5,5-7% населения этих стран имеют образование наивысшего уровня (хотя отметим, что низкий уровень данного показателя ни в коей мере не отражает образовательный стандарт в этих странах).

За последние 20 лет резко возросла доля женщин, имеющих высшее образование; в большинстве стран Европейского союза она достигла почти половины лиц, имеющих высшее образование.

Системы общего и профессионально-технического образования в странах Европейского союза отличаются большим разнообразием. Основные различия в подходах к организации системы образования на национальном уровне определяются следующим.

а) Статус, приданный профессионально-техническому обучению и подготовке в национальной системе образования.
б) Гарантия качества процедур определения компетентности работника.
в) Методы финансирования профессионально-технического обучения.
г) Взаимоотношения на рабочих местах между работниками, прошедшими профессионально-техническое обучение, и работниками, имеющими образовательную квалификацию иного типа.
д) Является ли базовое общее образование специализированным или нет.

Еще одно важное различие в национальных подходах касается роли профессионально-технического обучения внутри системы базового школьного образования. В некоторых странах Европейского союза профессионально-техническая квалификация, полученная в школе, дает возможность претендовать на поступление в высшее учебное заведение почти на тех же основаниях, что и аттестат об окончании школы. Кроме того, в одних странах профессионально-техническое обучение начинается в более раннем возрасте, чем в других. Заметьте, что в некоторых странах поддерживается традиция, согласно которой выпускники школ, успешно прошедшие вступительные экзамены, имеют законное право учиться в высшем учебном заведении (естественно, при наличии мест в вузах), в то время как в других странах отбор студентов осуществляется самими колледжами. При этом в первом случае учебные группы переполнены и очень высока доля провалов на экзаменах с последующим отчислением учащегося из вуза; это считается нормальным положением и неизбежным следствием данной системы образования.

Сегодня 18.06.2018