Управление

человеческими ресурсами

Нидерланды


Нидерланды гордятся своей всеобщей и меритократической системой образования (ставящей достижение положения в обществе в зависимость от способностей человека). Государство финансирует как начальное, так и среднее образование, несмотря на то, что около 70% всех голландских школ управляются частным образом (часто различными религиозными организациями). Среднее образование является обязательным для всех граждан в возрасте до 16 лет. Те, кто в этом возрасте покидает школу, обязаны в последующие два года хотя бы один день в неделю посещать занятия по профессионально-технической подготовке на основе неполного учебного дня. В возрасте 12 лет голландские дети проходят тестирование, по результатам которого им рекомендуют продолжать обучение в классических средних школах или общеобразовательных или профессионально-технических учебных заведениях (по степени престижности). Родители учеников вправе не принимать во внимание рекомендации и посылать своих отпрысков в школу любого из трех типов.

Однако в каждом учебном заведении в обязательном порядке проводятся итоговые годовые экзамены, и если учащийся два раза провалил эти экзамены, он в обязательном порядке подлежит переводу в учебное заведение более низкого типа.

Каждый, кто успешно сдал выпускные школьные экзамены в классической школе, автоматически получает право на обучение в трех технических университетах или девяти университетах общего профиля.

Около 15% выпускников школ предпочитают высшее профессионально-техническое образование и проходят трехгодичный курс обучения, который, как правило, включает шестимесячную производственную практику.

Имеется система ученичества, которая регулируется законодательством. Первый год ученичества в основном проходит в стенах аккредитованного государством учебного учреждения. Государство основало и в настоящее время финансирует ряд отраслевых советов, ответственных за координацию ученичества, мониторинг стандартов подготовки и проведение экзаменов. Как и в Германии, лица более старших возрастов иногда обращаются к ученичеству для повышения своей квалификации.

Менеджеры в Нидерландах обязательно изъясняются на двух или трех языках, что позволяет им на лету подхватывать новые идеи, возникающие в других странах. Большинство управленческих кадров имеет высшее образование, как правило, в профессионально-технической области. Подготовка и повышение квалификации управленческих работников в основном осуществляется на внутрифирменной основе, и по сравнению с другими промышленно развитыми странами для них характерна относительно низкая мобильность, т.е. смена места работы. Этому способствуют довольно крупные пенсионные льготы, предлагаемые компаниями, условием получения которых является длительный стаж работы на предприятиях страны.

В целом менеджеры Нидерландов выбрали для себя более демократический и менее формализованный стиль, чем их, скажем, германские, британские или французские коллеги, что, вероятно, можно объяснить их большей открытостью для перемен, тесно связанных с международными перспективами. Они также отличаются своими эгалитарными взглядами и безразличием к разнице в статусе. По этой же причине внутренние коммуникации в голландских компаниях являются, пожалуй, наиболее открытыми по сравнению с соседними странами, а минимум иерархических структур, вероятно, отражает сильные демократические традиции этой страны.

Сегодня 18.06.2018