Управление

человеческими ресурсами

Германия


Уничтожение промышленного потенциала Германии в период Второй мировой войны позволило этой стране полностью обновить производство, внедрить передовые технологии и переориентировать производство в целом на продукты высококачественных передовых технологий, специально предназначенных для международного (а не внутреннего) рынка. Наличие высококвалифицированной рабочей силы, полное согласие между руководством компаний и рабочими по поводу необходимости улучшения методов производства, а также усилия государства по поддержанию на низком уровне инфляции и созданию стабильной среды бизнеса сделали возможным это экономическое чудо. Сейчас Германия может гордиться первоклассной системой образования и профессионально-технической подготовки, преимущественной ориентацией ведущих фирм на новые разработки и исследования и неуклонным стремлением к совершенствованию человеческих ресурсов в промышленности, не имеющим себе равных среди стран Европейского союза.

Германские школьники обучаются по исключительно насыщенной базовой учебной программе. Они могут покинуть школу в возрасте 15 лет, но будут обязаны проходить профессионально-техническую подготовку по крайней мере до 18 лет на основе неполного учебного дня. В Германии имеется три типа школ: для способных детей, средних учащихся и детей с ограниченными способностями. Имеется несколько общеобразовательных школ, в основном в районе Берлина. Около четверти всех граждан Германии в возрасте 19 лет сдают вступительные экзамены и в случае успеха получают право на обучение в университетах. Однако следует обратить внимание, что в Германии имеется еще несколько путей получения высшего образования. Имеются специальные студенческие займы, иная поддержка государством университетских студентов минимальна.

В системе образования Германии существует некоторая путаница, поскольку базовая квалификация специального среднего образования носит название «диплом»; в то же время диплом, выданный техническим институтом (в отличие от технических высших школ или технических университетов, имеющих гораздо более высокий статус и престиж), сам по себе не дает права для продолжения обучения в вузах. Выпускники технических институтов должны обозначать свою квалификацию аббревиатурой DIPL(FH), выпускники университета - Diplom или иногда DIPL(U), а выпускники технической школы или технического университета - DIPL(TH) или DIPL(TU). Учебные курсы технического института значительно короче, чем университетские программы, и в гораздо большей степени ориентированы на конкретные профессионально-технические навыки. Наиболее изучаемыми направлениями являются механика и технологии производства, бизнес-экономика, компьютеризация и информационные технологии, общественное управление. Весьма распространены смешанные курсы. Большинство западногерманских менеджеров имеют политехническое или университетское образование, которое они, как правило, завершают к 27 годам.

Немцы вообще заинтересованы в образовании, понятие «непрерывного пожизненного образования» глубоко укоренилось в их сознании (вплоть до того, что около четверти взрослого населения страны, по расчетам, ежегодно принимают участие в непрерывном образовании).

Подход к образованию в Германии не делает большой разницы между образованием в области науки и в области искусства, как это наблюдается в некоторых других странах. Прикладные технологии включают ряд предметов, которые в других странах рассматривались бы как теоретические. Для немцев компетентность в технической области является очень почитаемой.

Система ученичества (профессионально-техническое обучение)

В Германии доступно профессионально-техническое обучение по многим профессиям, значительное число старших управляющих в продолжение своей карьеры получили это образование (пожилые работники с университетским образованием иногда специально проходят курс профессионально-технического обучения для дополнительного повышения своей квалификации и востребованности на рынке труда). Полный курс профессионально-технического обучения длится три года, для полуквалифицированной работы - два года. Оно состоит из производственной практики плюс один день, свободный от работы, для обучения. Важно то, что профессионально-техническое обучение наравне с чисто техническими аспектами предполагает овладение навыками менеджмента и администрирования (особенно планирования и производственного учета).

Трехгодичное профессионально-техническое обучение сочетает обучение на внутрифирменной основе с обучением в профессиональном училище. Большинство учащихся приходят из общеобразовательных и промежуточных школ, меньшая часть (от 5 до 10%) - из гимназий. Эти последние уже завершили базовое образование (проучившись 13 лет) по сравнению с теми, кто пришел из общеобразовательных и средних школ соответственно с 10- и 8-летним обучением. Профессионально-техническое обучение на внутрифирменной основе, которое имеется примерно в 500 тыс. компаний, находится под надзором торговых палат Германии, которые регистрируют учащихся и проводят экзамены. Технические училища финансируются и находятся в ведении местных властей земель. Уровень отчисления учащихся крайне невелик (менее 10%), девять из десяти учащихся успешно сдают экзамены.

Каждый год более полумиллиона учащихся пополняют ряды слушателей трехгодичных курсов профессионально-технического обучения. Многие из них не будут впоследствии приняты на работу компаниями, предоставляющими базу для профессионально-технического обучения. Важнейшим последствием доступности профессионально-технического обучения является то, что молодые граждане Германии (в некоторые годы до 15% всех выпускников школ, имеющих соответствующую квалификацию для учебы в университете) после окончания школы предпочитают получить трехгодичную профессионально-техническую подготовку и лишь затем поступать в университет.

Особенностью этой системы является крайне низкая оплата труда учеников, проходящих обучение (но при этом выпускающих продукцию), что частично компенсирует затраты компаний-работодателей, которые осуществляют на своей базе профессионально-техническое обучение.

В рамках программы обучения ученики могут в течение некоторого времени работать в других компаниях. Экзамены сдаются как по теоретическим, так и по практическим аспектам работы ученика. Эти экзамены необходимо успешно сдать, чтобы получить сертификат об окончании профессионально-технического обучения, который обеспечивает доступ к высокооплачиваемой и ответственной работе. Стандартизация германской системы образования означает, что все работодатели точно знают, что способен делать обладатель сертификата, это способствует созданию национального рынка труда для людей с подобной квалификацией.

Через два года после получения сертификата рабочий имеет право поступления на следующие сертифицированные курсы продолжительностью два-три года. По их завершении он получает статус магистра и доступ к техническим должностям более высокого уровня. В рамках программы курсов преподаются организационные и управленческие навыки. На практике лишь немногие немцы стремятся к более высокой квалификации до того, как им исполнилось 30 лет. При этом обладание квалификацией высшего профессионально-технического образования открывает доступ к управленческой работе.

Профессионально-техническое образование в целом

Германия имеет устоявшиеся традиции технического образования, уходящие корнями в систему средневековых гильдий мастеров. Молодым (а также не очень молодым) гражданам страны доступны многие формы профессионально-технического обучения и профессионально-технической подготовки. Ряд профессиональных училищ дает базовое и высшее профессионально-техническое образование. Важно то, что германские работодатели по закону обязаны:

а) освобождать молодых работников для учебы;
б) предоставлять отпуск продолжительностью до одной недели в год любому работнику, высказавшему намерение учиться.

Кроме того, законодательство Германии гарантирует равные права на финансовую поддержку студентов университетов и высших школ и тех, кто проходит профессионально-техническое обучение.

Финансирование профессиональных училищ и колледжей осуществляется местными органами власти германских земель. Обучение на внутрифирменной основе организуется совместно работодателями (которые оплачивают его), профсоюзами и центральным правительством страны. Надзор за ними осуществляют местные торгово-промышленные палаты.

Осуществление программы обучения в рамках компании подлежит контролю со стороны совета работников. Те, кто проходит профессионально-техническое обучение, пользуются большим уважением в обществе, в нем отсутствует представление о профессионально-техническом обучении как о чем-то, что ниже академического образования (каковое представление нередко встречается в других странах ЕС). Система профессионально-технического обучения является формальной и стандартной, она в равной степени уделяет внимание теоретическим и практическим аспектам.

Существует четкая иерархия в квалификации профессионально-технического обучения. Профессионально-техническое образование высшего уровня можно получить в университетах, технических университетах и в технических институтах.

Подготовка управленческих кадров

В Германии менеджеры относительно редко переходят из одной компании в другую. Нормой является внутреннее продвижение в пределах компании, лишь немногие менеджеры меняют работодателя чаще, чем два раза в течение всей своей карьеры. Германские власти неодобрительно относятся к практике переманивания, хотя формально она и не является незаконной. Не удивительно, что обучение и повышение квалификации управленческих кадров в основном осуществляется на внутрифирменной основе, хотя иногда мелкие компании предпочитают пользоваться услугами внешних курсов. Программы обучения и подготовки, как правило, являются специальными, характерными для отрасли или профиля компании. Более общие аспекты менеджмента (принятие решений, отбор и аттестация персонала, взаимоотношения в коллективе и проч.), как правило, изучаются на курсах менеджмента более высокого уровня.

Широкое распространение получили внутрифирменные курсы изучения иностранных языков. Обычно эти курсы рассчитаны не более, чем на пару недель. Все компании в Германии должны состоять в торговых палатах, которые направляют часть получаемых ими членских взносов на обеспечение курсов подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Иногда торговые палаты имеют собственные центры подготовки.

Помимо этого ассоциации работодателей и представители местных властей, ответственные за образование, организуют «академии управления», которые предлагают специализированные программы повышения квалификации управленческих кадров на внутрифирменной основе. Учебные курсы этих академий включают такие предметы, как управление продажами, техника представления, человеческие и трудовые отношения.

В среднем одна треть членов правления акционерных компаний Германии (половины из 100 крупнейших) имеют докторские степени.

Сегодня 18.06.2018