Управление

человеческими ресурсами

Франция


Во Франции среднее образование начинается с 11 лет и основывается на всеобщем обязательном начальном образовании. Единственный тип частных школ - религиозные школы - не оказывает особого влияния на систему образования страны. В возрасте 14 лет около 15% школьников, выбравших профессионально-техническое образование, переходят в технические школы; в 15 лет к ним присоединяются еще 25% учащихся. Те, кто переходит в технические школы в возрасте 14 лет, как правило, получают рабочую специальность (сертификат квалифицированного рабочего); для остальных учащихся этой группы данный курс считается техническим бакалавриатом и по его окончании они становятся бакалаврами. Курс обучения рассчитан на полный учебный день на базе школы, хотя для получения рекомендаций по структуре и составу учебных программ привлекаются работники промышленности.

Те, кто не идет в систему профессионально-технического образования, после 15 лет продолжают учебу еще в течение двух лет, чтобы получить общий аттестат об образовании (ВЕРС). Если продолжать обучение еще один год, то после его успешного завершения учащийся получает степень бакалавра, что автоматически дает ему право на учебу в университете.

Степень бакалавра в области таких наук, как математика и естественные науки (Вас С), является очень престижной. Учащиеся часто стремятся получить именно степень бакалавра, чтобы затем строить дальнейшую карьеру, связанную с естественными науками или математикой. В университете студенты могут выбрать для себя двухгодичный курс обучения; по желанию можно продолжить обучение в течение третьего года и по его завершении получить степени бакалавра. А после завершения четвертого года обучения можно получить степень магистра.

Весьма популярными являются «смешанные» курсы обучения, предусматривающие чередование теоретических занятий в высшем учебном заведении с прохождением производственной практики в течение трех-пяти месяцев. В дополнение к университетам во Франции имеется около 200 высших школ, элитных высших учебных заведений, на которые приходится около 10% всех получающих высшее образование. Конкурс в высшие школы очень высокий, прием осуществляется на основе широкой программы вступительного тестирования абитуриентов (в отличие от университетов, которые обязаны предоставлять места всем имеющим степень бакалавра). Около 75% представителей высшего руководства крупнейших компаний Франции являются выпускниками высших школ; между ними существует сильная корпоративная солидарность. Они, как правило, легко находят общий язык с представителями государственных органов и управляющими государственными учреждениями, если те также окончили высшую школу.

Специфика системы образования Франции

Французская система образования делает основной упор на формальный интеллект и академические знания. По сложившейся в стране устойчивой традиции выпускники элитных высших школ находят применение в системе управления в промышленности. Вследствие этого именно французская образовательная система является причиной того, что французский управленческий стиль, безупречно логичный и интеллектуальный, страдает отсутствием интуиции. Свидетельства этого более чем очевидны и проявляются в сложных механизмах планирования, типичных для крупных французских компаний, в высоком уровне абстрагирования и чрезмерном внимании к организационным аспектам.

Признанные недостатки французской системы сводятся к следующему.

(а) Изначально присущая ей элитарность оставляет множество талантливых людей, особенно выходцев из рабочего класса, за пределами ортодоксальной иерархии.
(б) Отбор кадров на управленческие должности на основе их академических успехов в процессе учебы может привести к тому, что в руководство компании придут люди, испытывающие недостаток здравого смысла и не видящие объективных потребностей рынка.
(в) Система образования провоцирует распространение при приеме на работу протежирования, кумовства, дружеских связей.
(г) Большой объем математики в образовательных программах создает перекос всей системы образования.
(д) Система обеспечивает подготовку специалистов широкого профиля, не давая им квалификации в специализированных областях.
(е) Недостаточно внимания уделяется маркетингу и сбыту, особенно международному маркетингу.

Бизнес во Франции претерпел значительные трансформации, выражавшиеся в быстром экономическом росте и общей тенденции к реструктуризации компаний, т.е. постепенному переходу от традиционных мелких и средних частных компаний к формированию крупных корпораций. Устранение протекционистских торговых барьеров, государственные инвестиции в систему образования и профессионально-техническую подготовку, а также общая тенденция к дерегулированию бизнеса, инициированная членством Франции в Европейском экономическом сообществе позволили крупным компаниям расширить свои перспективы до международных масштабов. Ежегодные темпы роста, составлявшие в среднем около 6% а также экспорт стали важными причинами роста валового национального продукта Франции. Соответственно возросли производительность труда, уровень образования и жизненные стандарты, которые стали одними из самых высоких в мире.

Это повысило интерес к проблеме подготовки управленческих кадров и повышению их квалификации, чему также способствовал закон, согласно которому компании обязаны были направлять на профессионально-техническую подготовку персонала около 1,5% фонда оплаты труда, в противном случае эти средства подлежали конфискации в пользу государства. Часть этих средств должна направляться на оплату отпуска, предоставляемого на профессионально-техническую подготовку, часть - на подготовку молодых рабочих. Для мелких компаний с численностью штата менее 10 человек размер налога сокращается до 0,5%. Компании, направляющие на цели профессионально-технической подготовки больше обозначенного минимума, имеют право на налоговые кредиты. Этот же закон требует от компаний опубликования планов обучения и совершенствования своего персонала и предоставления оплаченного отпуска (до установленного предела) работникам, выразившим желание продолжить свое образование на одобренных компанией курсах.

Планы подготовки персонала должны показывать, каким образом компания намеревается расходовать средства, предназначенные на обучение; они должны быть представлены на рассмотрение советом работников компании. На практике обучение может осуществляться как в самой фирме, так и в образовательных учреждениях. Наиболее распространена подготовка в самой фирме, это дает критикам повод утверждать, что налог на обучение идет на обучение и подготовку, которые слишком узки и специфичны и выгодны только компании-работодателю. Утверждают также, что этот налог заставляет компании не поощрять обучение на добровольной основе. Внешние курсы обучения, финансируемые за счет налога, находятся в ведении торговой палаты (которой для этой цели перенаправляется часть собранного налога на обучение). Продолжительность этих курсов составляет обычно несколько недель.

Любой работник, имеющий стаж работы в отрасли не менее двух лет и не менее шести месяцев в данной компании, имеет право претендовать на годовой отпуск с 80%-ной оплатой на одобренное компанией профессионально-технического обучение (или на 1200 часов в период работы). Свои затраты компания покрывает за счет государственных фондов. Рабочие моложе 26 лет, не имеющие никакой профессионально-технической подготовки и проработавшие в компании не менее трех месяцев, имеют право на 200 часов профессионально-технической подготовки в год. Работодатель может отклонить просьбу об отпуске, если отсутствие данного работника на производстве составит более 1% всего фонда рабочего времени.

Существует также система ученичества (обучения рабочей профессии), но она не так распространена и не имеет такого статуса, как, например, в Германии. Его продолжительность не превышает, как правило, двух лет, и используется оно в основном при обучении самым примитивным техническим навыкам.

Сегодня 23.06.2018