Управление

человеческими ресурсами

Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации - международный опыт


Общее и профессионально-техническое образование
Старение европейской рабочей силы
Совершенствование управленческих навыков руководителей в европейских странах
Австрия
Бельгия
Дания
Финляндия
Франция
Германия
Греция
Ирландия
Италия
Нидерланды
Португалия
Испания
Швеция
Великобритания

Краткая сводка раздела

По мере развития экономической интеграции стран Западной Европы все большими конкурентными преимуществами будут обладать страны с наиболее совершенной системой общего и профессионального образования. Хорошо обученная и профессионально подготовленная рабочая сила более производительна (оправдывая тем самым более высокий уровень заработной платы, на который обычно претендуют высококвалифицированные кадры); это более мотивированные и сплоченные работники, а главное), они способны воспринимать и осваивать новые технологии.

Не менее важным является совершенствование управленческих навыков руководящих работников. Компетентный менеджер принимает самые лучшие операционные решения, выбирает наиболее эффективные системы, закупает лучшее сырье и исходные материалы, применяет правильный набор критериев при рекрутировании персонала, осуществляет эффективный контроль и оценку своих подчиненных и т.д. Напротив, плохо обученный менеджер демотивирует своих работников, допускает дорогостоящие ошибки и не способен осознать необходимость освоения и внедрения новых методов работы.

Отсюда следует, что пренебрежение профессионально-техническим обучением в долгосрочном плане непременно ослабит позиции любой европейской страны в условиях ужесточающейся конкуренции со стороны ее экономических соперников. Следует также обратить внимание на механизм конвергенции практики профессионально-технического обучения в странах Европы: компании, использующие неквалифицированную, плохо обученную рабочую силу, терпят неудачи и «сходят с дистанции», а компании, проводящие грамотную политику в области рекрутирования, обучения и совершенствования персонала, становятся образцом для подражания для других участников бизнеса.

Из-за различий в названии ученых званий, принятых в разных странах Европейского союза и означающих примерно одинаковые уровни образовательной квалификации, возникает много путаницы. В разных странах слова «университет» или «степень» означают разные понятия. Например, в Великобритании имеется многолетняя традиция существования образовательных институтов, не являющихся университетами, которые осуществляют обучение на уровне специального среднего (неполного высшего) образования. В Германии и Нидерландах термин «высшая школа» часто используется для обозначения технического университета. В Бельгии курсы высшего образования, которые составлены в соответствии с учетом требований национальной программы образования, проводят обучение по большинству естественных и прикладных наук, тогда как обучение, основанное на учебных программах вузов, дает возможность получения ученой степени. После окончания курсов экономики, политики и психологии присваиваются ученые степени.

После получения базового высшего образования менеджеры в обязательном порядке должны совершенствовать свои навыки управления. Отсюда следует, что чем прочнее в стране образовательная инфраструктура, тем прочнее фундамент, на котором можно построить эффективную систему повышения квалификации руководящих кадров. Таким образом, качество и размах образования в сфере управления в стране, как правило, зависит от заинтересованности государства и наличия частных услуг, предоставляемых крупными корпорациями (во всех странах ЕС отмечалась практика покрытия крупными корпорациями непропорционально большой доли расходов на образование и повышение квалификации в области управления).

Курсы повышения квалификации управленческих кадров оказывают позитивное влияние на то, как менеджеры идентифицируют проблемы, выбирают стратегии и определяют диапазон вариантов, которые можно рассматривать в процессе выработки политики. Влияние испытывает не только организационная структура предприятия (число иерархических уровней, модели делегирования полномочий, степень тесноты наблюдения за работниками, системы контроля и т.д.), но и личное отношение, уровень конструктивности, усердие, трудолюбие отдельных исполнителей.

Поскольку в странах Европейского союза существуют значительные различия в системах образования и профессионально-технической подготовки, целесообразно было бы ознакомиться с ними. Далее приводится описание самых важных различий в этой области.

Существенной чертой системы высшего образования Финляндии является то, что многие курсы и предметы читаются на английском языке.

Французская система образования делает основной упор на формальный интеллект и академические знания. По сложившейся в стране устойчивой традиции выпускники элитных высших школ находят применение в системе управления в промышленности. Вследствие этого именно французская образовательная система является причиной того, что французский управленческий стиль, безупречно логичный и интеллектуальный, страдает отсутствием интуиции. Свидетельства этого более чем очевидны и проявляются в сложных механизмах планирования, типичных для крупных французских компаний, в высоком уровне абстрагирования и чрезмерном внимании к организационным аспектам.

Сейчас Германия может гордиться первоклассной системой образования и профессионально-технической подготовки, преимущественной ориентацией ведущих фирм на новые разработки и исследования и неуклонным стремлением к совершенствованию человеческих ресурсов в промышленности, не имеющим себе равных среди стран Европейского союза.

Вероятно, именно традиции семейного бизнеса привели в Италии к укоренению патерналистского подхода к управлению с его гибкостью организационных структур и откровенным «культом личности» во многих фирмах.

Поскольку Люксембург является маленькой страной, его система базового образования в основном нацелена на подготовку учащихся для продолжения образования в высших учебных заведениях соседних стран. В стране имеется всего один университет и один технический колледж. Не удивительно, что в такой маленькой стране, как Люксембург, многие государственные чиновники и министры, лидеры бизнеса и банкиры лично знакомы друг с другом, учились вместе и тесно общаются между собой. Организации характеризуются четкой иерархической структурой. Кроме того, для этой страны характерным является повсеместное распространение этики международного бизнеса, поскольку численность иностранцев, работающих в Люксембурге, достаточно велика.

В Швеции существует обширная система профессионально-технической подготовки, организуемой на внутрифирменной основе шведскими работодателями под покровительством шведского правительства. Компании, как правило, закупают пакеты утвержденных учебных программ в системе общественного образования.

Судя по отчетам британские компании тратят на профессионально-техническую подготовку работников гораздо меньше средств, чем французские и германские компании. Каждые четыре из пяти британских рабочих и каждые три из пяти работников нефизического труда не прошли вообще никакого дополнительного профессионально-технического обучения после окончания школы. Менее 25% британских менеджеров высшего эшелона управления являются выпускниками университетов, по сравнению с 60-65% во Франции и Германии. По результатам выборочной проверки британских компаний, бюджеты третьей части фирм из выборки вообще не предусматривают статьи на профессионально-техническое обучение.

Сегодня 18.06.2018