Управление

человеческими ресурсами

Программированное обучение


Программированное обучение представляет собой поэтапный подбор по возрастающей сложности учебных материалов и заданий, т.е. следует сначала освоить материал, затем выполнить предложенное задание, а потом перейти к следующему этапу. Это - индивидуальное обучение; каждый обучаемый работает самостоятельно со специальной рабочей тетрадью, электронной обучающей машиной или с компьютером, на котором установлена обучающая программа.

Каждый отдельный фрагмент содержит некоторую информацию; обучаемому требуется ответить на вопросы с целью проверки усвоения и понимания им учебного материала. Если ответ правильный, программа позволяет перейти к следующему заданию. Таким образом, программированное обучение следует принципам создания условных рефлексов, разработанных Скиннером, который может быть признан «автором» подобного метода обучения. Стимулом здесь выступает набор сведений с соответствующим контрольным вопросом, реакцией - ответ на вопрос, а закреплением - немедленное узнавание результатов и в большинстве случаев - удовлетворение от правильного ответа.

Помимо прочих преимуществ, присущих обучению с отрывом от основного производства, программированное обучение имеет следующие преимущества.

• Обучающиеся самостоятельно, своими темпами осваивают учебный курс.

• Процесс обучения можно децентрализовать, т.е. проводить обучение дистанционно - обучаемому нет необходимости посещать учебный центр, учебная тетрадь или обучающая программа могут присланы ему по почте.

• Многие ученики находят этот метод весьма интересным, исследования показывают, что полученные таким образом знания характеризуются прочностью и осмысленностью.

• Программированное обучение можно скорректировать непосредственно под определенные нормативы эффективности, а кроме того, оно обладает встроенным механизмом периодической проверки в момент, когда обучаемый готовит ответы.

• По сравнению с другими методами профессионального обучения этот метод обеспечивает значительно более быстрое обучение.

Несмотря на небольшое количество недостатков этого метода - они весьма существенны.

• Создание обучающей программы - дорогостоящее мероприятие, и поэтому экономически оправданным использование таких программ может быть только тогда, курс обучения проходит большая группа работников компании.

• Если предмет изучения подвержен быстрым изменениям, вложение средств в создание обучающих программ экономически не оправдывается.

• Обучающие программы можно эффективно использовать для ознакомления обучающегося с фактами, процессами и процедурами, однако он совершенно не приемлем для изучения предметов, требующих обсуждения, гибкости восприятия, например, для изучения основ литературной критики.

Сегодня 18.06.2018