Управление

человеческими ресурсами

Обеспечение помощи обучаемым в освоении основных знаний


Для обеспечения помощи обучаемым в освоении основных знаний можно использовать следующие методы.

(а) Организация для обучающихся экскурсий и посещений других отделов и подразделений компании, в ходе которых они могут побеседовать с работниками компании, с которыми они в ходе производственного процесса общаются только по телефону или при помощи писем. Как правило, имея возможность близко познакомиться с предыдущими и последующими стадиями производственного процесса, работник получает общее представление о работе компании в целом и о своем вкладе в общее дело.

(б) Руководства и диаграммы. Иногда обучаемого снабжают детальным описанием его обязанностей, в которое, как правило, включены графики и диаграммы, иллюстрирующие производственный процесс, или поясняют, какие решения должен принимать работник. Многие работники предпочитают этот метод обучения вместо личных контактов с инструктором, хотя и при этом методе все равно необходимо на кого-либо возложить ответственность за обучение работников, и за дальнейший контроль их профессионального роста.

(в) Моделирование. Вместо того чтобы немедленно по окончании обучения направлять работника на производство, можно сначала попросить его воспроизвести производственный процесс с использованием материалов, имитирующих настоящее сырье или документы. Разрабатывается специальная программа, располагающая все производственные операции в порядке возрастания их сложности. Этот метод может заменить формальные руководства и инструкции, так как будучи грамотно организованным и примененным он может стать аналогом метода открытий.

(г) Баскет-метод - изучение корреспонденции руководителем и принятие решений на основе данных корреспонденции, т.е. работа с ежедневным потоком документов. Этот метод является одной из разновидностей моделирования и представляет собой обучение работника в процессе обработки оперативных документов, ежедневно поступающих на его стол. Обучаемый должен обработать каждый документ, принять множество решений, хотя они, естественно, не осуществляются на практике и носят учебный характер. Ценность этого метода для обучения зависит от последующего анализа правильности принятых решений, в ходе которого обучаемый обсуждает с инструктором принятые решения и объясняет их. Этот метод используется для обучения руководителей и иногда для отбора менеджеров, хотя трудно признать его объективность.

(д) Самообучение. Для того чтобы этот метод был успешным, обучаемый должен обладать интеллектом выше среднего уровня, сильной мотивацией и настойчивостью. Обучаемым раздают программу, состоящую из набора задач, требующих посещения разных подразделений компании для сбора и обработки производственной информации разного характера, полученной как лично у менеджеров и руководителей, так и в архивах и текущих делах компании. Затем обучаемые должны периодически представлять отчет о проделанной работе своим инструкторам. Как и метод открытий, метод самообучения основывается на принципе, гласящем, что знания, полученные в ходе активных исследовательских действий, гораздо прочнее знаний, просто переданных инструктором.

Сегодня 23.06.2018