Управление

человеческими ресурсами

Методы обучения профессиональным навыкам


Традиционным методом обучения профессиональному умению является метод, известный под названием «наблюдай за мной» (дословно «сиди рядом с Нелли»), когда обучаемый должен наблюдать за действиями опытного работника и пытаться воспроизводить их. Однако этот метод плох, если «Нелли» использует неправильные методы работы или если работа настолько сложна, что овладеть путем простого наблюдения невозможно. Если же «Нелли» использует правильные методы работы и если работа достаточно наглядна, т.е. ее можно понять, просто наблюдая за ее выполнением, тогда этот метод обучения умению может быть эффективным и экономичным.

Но поскольку слишком многие виды деятельности содержат неявный элемент, а «Нелли» очень часто не обладают требуемыми навыками работы, то предпочтительнее использовать более организованные методы профессионального обучения. Один из подходов к решению этой задачи заключается в анализе ключевых элементов работы путем разбивки их на основные составляющие. Метод заключается в следующем.

(а) Инструктор лично выполняет работу, разбивая весь процесс на законченные этапы, каждый из которых может быть освоен как отдельная операция.

(б) Затем он исследует каждый этап, чтобы определить и описать ключевые моменты.

(в) Далее инструктор обеспечивает наличие исходных материалов и необходимого оборудования для процесса обучения.

(г) Инструктор проводит с обучаемым беседу, чтобы выявить уровень знаний потенциального ученика о работе и попытаться заинтересовать его в овладении навыками этой работы.

(д) Затем инструктор показывает ученику поэтапное выполнение работы, неторопливо дает объяснения, особо останавливаясь на ключевых моментах.

(е) Затем работу выполняет ученик, а инструктор наблюдает за ним, задает вопросы, чтобы убедиться, что ученик сознательно выполняет все операции. Иногда необходимо, чтобы инструктор повторил некоторые свои пояснения. Ученик повторяет выполнение работы до тех пор, пока инструктор не сочтет, что работа выполнена удовлетворительно.

(ж) Инструктор направляет ученика на работу, на первых порах достаточно внимательно наблюдая за ним, затем все более и более предоставляет ему самостоятельность и ослабляет наблюдение по мере приобретения учеником опыта и уверенности.

Это достаточно дешевый метод обучения, приемлемый, когда число учеников невелико. Оно начинается не на рабочем месте, хотя обычно в обстановке, максимально приближенной к рабочей, и вскоре становится обучением на рабочем месте. Специального штата инструкторов не требуется. Поскольку в рамках этого метода анализ работы не может быть углубленным, он не подходит для обучения сложным профессиональным навыкам, т.е. когда последовательность «стимул - восприятие - реакция» выражена неявно. А кроме того, мастер в роли инструктора передает существующие производственные методы от одного поколения работников другому, даже если методы эти уже устарели.

Применение этого метода профессионального обучения приносит успех, когда работа наглядна, когда можно видеть самые важные ее элементы, а умственные процессы второстепенны и относительно неважны. Удачными примерами подобной работы может служить упаковка товара или большинство методов сборки. Работа подобного типа особых навыков не требует, нужны лишь знания последовательности выполнения разных несложных операций.

Другим подходом к обучению профессиональным умениям является техника анализа профессиональных приемов и метод открытий.

Сегодня 18.06.2018