Управление

человеческими ресурсами

Систематический подход к внутрифирменному обучению


Как и любой другой бизнес-процесс, обучение может стать пустой тратой сил и времени, если оно не было тщательно проконтролировано. Если отсутствует логический систематический подход к обучению, оно может либо дать обучающемуся большой объем ненужных знаний и умений, либо, наоборот, недодать ему необходимого. После завершения курса обучения только проверка действенности может показать, были ли достигнуты поставленные в ходе обучения цели и только путем оценки можно попытаться установить соотношение затрат и пользы от обучения.

Систематический подход к обучению должен включать в себя все пункты приведенной ниже программы.

(а) Тщательное определение и анализ рабочего места (должности).

(б) Установление разумных нормативов эффективности производства, вероятно, с помощью советов опытных работников.

(в) Выявление у отобранных для обучения работников достаточных способностей для того, чтобы добиться требуемых нормативов эффективности работы.

(г) Далее рассматривается расхождение между (б) и (в). Это расхождение часто называют «недостатком обучения», хотя частично оно может образоваться за счет ошибок в организации производства, плохого качества исходных материалов или дефектов оборудования.

(д) Программы обучения должны составляться с целью удовлетворения потребностей в обучении, выявленных в (г).

(е) Отобранные работники направляются для прохождения курса обучения, промежуточные и окончательные результаты обучения, а также сама программа тщательно фиксируются.

(ж) Оценивается эффективность работы обученного работника: если программа обучения была эффективной, то работник с легкостью достигает нормативов производства и эффективности, установленных в (б) (проверка действенности).

(з) Предпринимается попытка высчитать затраты на обучение и сопоставить их с финансовыми выгодами, полученными за счет повышения эффективности работы обученных сотрудников. Если в результате расчетов установлено, что аналогичный результат может быть достигнут при меньших затратах, следует пересмотреть в соответствующую сторону всю программу обучения (оценка).

Программу можно выразить с помощью следующей памятки:

- Проанализируй работу.
- Установи нормативы эффективности работы.
- Проверь эти нормативы на достигаемость.
- Определи требования к обучению.
- Составь программу обучения.
- Проверь действенность программы.
- Оцени результаты обучения.
- Как можно улучшить обучение?

Сегодня 18.06.2018