Управление

человеческими ресурсами

Проверка действенности обучения


Систематический подход к проблеме обучения обеспечивает средства для проверки действенности программы обучения. Ученику предлагается тест, показывающий, может ли он сейчас достичь установленных нормативов эффективности работы; можно осуществить измерение количества и качества выполненной учеником продукции.

К сожалению, программы обучения часто бывают исключительно сложными с точки зрения проверки их действенности. Многие виды работ просто неизмеримы, и поэтому проверка действенности обучения этим видам работ остается преимущественно субъективной. Например, деятельность менеджера, который прошел курс обучения менеджменту, может быть оценена только его руководством до и после прохождения курса. Путем сравнения результатов можно прийти к выводу, что улучшение работы имеет место, но не следствие ли это того факта, что менеджер просто стал старше?

Вероятно, те, кто отправил его на курсы менеджеров, просто полагают, что он должен был получить пользу от обучения. Другое возможное объяснение улучшения навыков менеджмента - события, которые произошли за время обучения, могли сильно помочь менеджеру в освоении премудростей профессии.

Чем более специфическим является обучение, тем проще проверить его действенность. Если данный курс менеджмента включал курс по учету, простой тест может показать, владел ли обучаемый навыками учета, и, наоборот, чем больше в составе курса уделялось внимания изучению общих принципов менеджмента, тем труднее объективно оценить степень их усвоения.

Оценка обучения

Путем расчета затрат на обучение и сопоставления их с финансовыми выгодами для компании от работы обученного сотрудника, проверка действенности обучения может быть расширена до его оценки. При этом простота и точность оценки сильно варьируются.

(а) Затраты на обучение с отрывом от основной работы гораздо проще оценить, чем затраты на обучение без отрыва от производства.

(б) Финансовые выгоды обучения гораздо проще вычислить, если речь идет о физическом, а не об умственном труде.

(в) Достаточно легко оценить издержки неадекватного обучения, например, стоимость брака, испорченных исходных материалов, жалоб клиентов, сверхурочной работы для исправления ошибок.

(г) Польза от обучения выходит за пределы простого повышения эффективности работы.

Однако оценить, в какой степени спокойствие мастера, сокращение числа аварий на производстве или замедление текучести рабочей силы доступны благодаря обучению, сложно. Значительные трудности могут возникнуть при попытке оценить эти выгоды в финансовых показателях.

Сегодня 18.06.2018