Управление

человеческими ресурсами

Плата за обучение


До 1989 г. в Великобритании, например, во многих отраслях существовали советы по профессиональной подготовке, которые по закону имели право составлять списки работодателей в каждой отрасли и вводить плату этими работодателями налога на обучение. Деньги от налога на обучение направлялись на профессиональную подготовку в соответствующей отрасли.

Протесты работодателей против обложения налогом были услышаны промышленными трибуналами. Философия, лежащая в основе советов по профессиональному обучению, заключалась в том, что, поскольку компании могут переманивать друг у друга квалифицированных работников, у каждого из них практически отсутствует стимул вкладывать средства и финансировать профессиональное обучение своих работников. А наличие квалифицированной рабочей силы является, как известно, одним из ключевых факторов выживания отрасли. Таким образом, каждая компания в отрасли должна вносить вклад в агрегированные затраты общества на профессиональное обучение; размер этого вклада пропорционален числу наемных работников в компании.

Сторонники взимания налога на обучение предупреждают, что система свободного рынка не может удовлетворить национальные потребности в профессиональных навыках. Они утверждают, что неквалифицированная рабочая сила ведет к снижению производительности труда и потерям бизнеса, а впоследствии - к снижению спроса на квалифицированных работников (что, в свою очередь, снижает мотивы для обучения). Так воспроизводится цикл низкоквалифицированной и низкопроизводительной рабочей силы, что существенно сокращает конкурентную мощь экономики страны. В этих условиях единственной основой конкуренции страны на международном рынке может стать себестоимость продукции. Вследствие этого уровень заработной платы станет понижаться и начнется обнищание общества. При этом, как утверждают сторонники платного обучения, специфические выгоды системы национального профессионального обучения сводятся к следующему.

(а) Наличие централизованного органа, который вместо отдельных компаний принимает ключевые решения по вопросам приоритетов в профессиональном обучении, овладении навыками и в определении адекватного уровня профессиональной подготовки. Государственные структуры могут позволить себе долгосрочный взгляд на проблему общенациональных потребностей в профессиональном обучении.
(б) Компании в любом случае не могут избежать затрат на профессиональное обучение (даже полагаясь на переманивание работников у конкурентов).

Компаниям, не затрачивающим средств на обучение своего персонала, приходится платить повышенную заработную плату работникам, которых они переманивают у других работодателей, обеспечивших их обучение. Кроме того, чем меньше компаний участвуют в профессиональном обучении, тем меньше на рынке труда квалифицированных работников и тем уязвимее делается компания, которая проводит профессиональную подготовку своего персонала фактически для посторонней компании.

Противники налога на профессиональное обучение утверждают, что это вмешательство в дела компании и посягательство на личную свободу выбора.

Другие их аргументы состоят в следующем.

• Реальную выгоду от профессионального обучения могут получить только молодые мужчины, причем за счет молодых женщин, этнических меньшинств и лиц более старших возрастов.
• Налаживание этой системы для обеспечения ее справедливости и распространения на всех работодателей - задача крайне сложная и дорогостоящая.
• Некоторые компании могут затратить на профессиональное обучение гораздо больше, чем размер налога.
• Вряд ли от этой системы выиграет малый бизнес.

В 1989 г. (речь идет о Великобритании) все советы по профессиональному обучению и все налоги на обучение с работодателей были запрещены, за исключением строительной индустрии. Советы были заменены не имеющими силы закона организациями по профессиональному обучению, которые представляли собой добровольные органы, ответственные за прогнозирование будущих потребностей в квалифицированных рабочих и за координацию профессионального обучения в своей отрасли. В настоящее время подобных организаций насчитывается 100. Они не имеют законных полномочий и полностью финансируются за счет добровольных пожертвований. Некоторые из них обеспечивают непосредственную профессиональную подготовку, другие просто осуществляют мониторинг за уровнем профессиональной подготовки, предоставляемой внешними организациями.

Следует обратить внимание, что в ряде стран Европейского союза все еще имеется налог на профессиональное обучение.

Сегодня 18.06.2018