Управление

человеческими ресурсами

Методы анализа выполняемой работы


В управлении персоналом очень часто возникает необходимость обобщения и описания характера выполняемой работы т.е. составление должностной инструкции. В дальнейшем следует ее периодически обновлять в соответствии с изменениями, которые претерпевает организация или технология работы. Анализ особенностей работы заключается в ее составлении. Эта работа сопряжена со множеством трудностей, в том числе практических, а также обусловленных отношением работников. Ниже приводятся наиболее важные методы, которые можно использовать при составлении должностной инструкции.

(а) Непосредственное наблюдение - всегда необходимо, но имеет ряд недостатков:

• квалифицированный работник выполняет свою работу так легко, что со стороны она может показаться очень простой;
• опытный работник может выполнять работу так, что со стороны она представляется очень сложной;
• при наблюдении невозможно проследить умственные усилия, затрачиваемые при выполнении работы;
• некоторые рабочие, занятые физическим трудом, работают так быстро или выполняют такие запутанные операции, что проследить за ними можно только при помощи видеосъемки или видеокамеры.

(б) Обсуждение с постоянным работником - почти всегда необходимо, но часто при этом возникают сложности, в основном из-за того, что работник относится с некоторым недоверием к подобной беседе. Он может намеренно преувеличить важность своей работы или при определенных обстоятельствах, наоборот, попытаться преуменьшить ее. Основные проблемы, связанные с подобными интервью, следующие:

• на описание работником выполняемых должностных обязанностей может оказать влияние его личное отношение к ним;
• даже если работник во время интервью настроен на сотрудничество с интервьюером, он может просто забыть некоторые детали работы, преувеличить значение той части работы, которая выполнялась недавно, и недооценить важность операций, выполненных ранее;
• работник может быть просто не способен четко и логично выражать свои мысли.

(в) Обсуждение с руководителем среднего звена - это также неизбежная составляющая при работе над должностной инструкцией, хотя ее ценность определяется следующим:

• руководители среднего звена часто на удивление мало знакомы с деталями работы, выполняемой их подопечными;
• кроме того, руководители среднего звена часто не имеют практического опыта выполнения работы, исполнение которой они контролируют;
• иногда их описание работы несет на себе отпечаток их личного отношения к работнику, в чьи обязанности входит ее выполнение;
• они могут также преувеличить обязанности и ответственность за описываемую работу с целью преувеличения собственной важности.

(г) Средства и предметы труда - изучение инструментов, рабочих материалов, станков, документов, средств коммуникации дает возможность проверить информацию, полученную другими методами, а также может подсказать, какие еще вопросы относительно работы следует задать.

(д) Материалы прочих исследований - их иногда можно привлечь для подкрепления выводов, например, отчеты об анализе рабочего времени, руководства по обучению, записи об авариях.

(е) «Сделай сам» - такой подход уместен при изучении некоторых видов работ, в течение некоторого времени исследователь лично выполняет изучаемые им должностные обязанности. Однако при этом он должен следить за тем, чтобы его описание не носило слишком субъективного характера и не было переполнено личными впечатлениями, например, если исследователь слабоват в математике, он может непреднамеренно преувеличить сложность выполнения бухгалтерских расчетов.

(ж) Анкеты используются в некоторых случаях, но они весьма ненадежны. От работника требуются письменные ответы на вопросы анкеты, но он может недоверчиво отнестись к анкете, не понять вопроса и потому дать неполный ответ.

(з) Рабочий ежедневник - используется в основном менеджерами и офисными работниками. Целый месяц исполнитель тщательно записывает все свои действия и намеченные в течение дня мероприятия. Затем дневник анализируется на предмет составления должностных обязанностей исполнителя и регулярности их выполнения. Если ежедневник ведется скрупулезно и аккуратно, он может стать весьма полезным источником; но очень часто исполнитель забывает заполнять его в начале рабочего дня и спохватывается только к обеду, лихорадочно вспоминая, что он делал с утра; в этом случае ежедневник даже может ввести исследователя в заблуждение.

Для того чтобы проанализировать должностные обязанности с достаточной степенью точности, необходимо использовать рассмотренные методы в сочетании, при этом каждый метод будет служить проверкой других методов.

Сегодня 18.06.2018