Управление

человеческими ресурсами

Индивидуальные различия в работе и поведении людей


Физические данные человека
Уровень интеллектуального развития
Тесты на проверку уровня развития интеллекта
Коэффициент умственного развития
Раса и интеллект
Суждения об индивидуальности
Тесты на самооценку личностных качеств
Прочие тесты на оценку личностных характеристик
Ситуационные тесты на определение индивидуальности
Примеры психометрических тестов
Полезность психометрических тестов
Тесты на выявление способностей
Тесты на проверку умений
Проблемы, связанные с подобными тестами
Методы оценки валидности
Насколько различаются мужчины и женщины
Этнические различия

Краткая сводка раздела

Приспособление работника к должности

Существенно важно обеспечить полное соответствие персонала своей должности, месту. Одной из основных задач управления человеческими ресурсами является, с одной стороны, обеспечение расстановки работников на те места, которые в наибольшей степени подходят им, а, с другой - обеспечение такой структуры должностных обязанностей, которая в достаточной степени учитывает возможности и ограничения работников.

Основные методы, имеющиеся в распоряжении работодателей для обеспечения наилучшего использования рабочей силы и удовлетворения их потребностей, сводятся к профессиональной подготовке, обучению, совершенствованию, переводам и продвижению, а также к системе вознаграждения. Руководитель должен иметь представление о важных индивидуальных различиях, характерных для каждого работника. Он должен знать, как выявить эти различия, в какой степени их можно оценить и как они должны соотноситься с выполнением работы.

Наследственность и среда обитания

Причинами различий в поведении людей являются их индивидуальные особенности, которые в свою очередь проистекают из различий в их наследственности и среде обитания. Вследствие бесчисленных вариаций этих двух базовых факторов различия между индивидуумами бесконечны по количеству и степени проявления - факт, который придает жизни привлекательность, интерес, а иногда и сложности и который дает менеджеру замечательную возможность наиболее эффективно использовать эти различия. Продуманно и взвешенно использованные, они помогут повысить производительность труда и удовлетворение от работы, однако, если их использовать неверно или вообще игнорировать, они могут значительно снизить эффективность работы персонала и сформировать неблагоприятные трудовые отношения.

Индивидуальные различия, как правило, рассматривают по трем параметрам - физические данные, интеллект, индивидуальность (личностные характеристики).

Уровень развития интеллекта - это способность человека эффективно использовать свой ум, представляющий собой совокупность ментальных функций понимания, мышления, слушания, наблюдения, решения проблем и восприятия взаимосвязей. Иногда интеллект называют умственными способностями человека.

Тестирование уровня интеллектуального развития - это высокопрофессиональная задача, требующая обширной и длительной профессиональной подготовки. Причем, именно подготовленные для этой задачи психологи первыми подвергли сомнению целесообразность попыток замера IQ. Задаваемые вопросы должны быть нейтральными с точки зрения культуры, абстрагированными от общей базы знаний и подготовки/обучения, которую тестируемый мог проходить в прошлом. Одновременно вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы ответы не несли на себе отражение обстановки, в которой проводилось тестирование, и связанных с ним обстоятельств. В действительности же ответы очень часто зависят от состояния и самочувствия тестируемого (устал, нервничает, простужен и т.д.); кроме того, многие тестируемые не всерьез относятся к этой процедуре, что также отражается на их ответах и соответственно полученных результатах.

Тесты на проверку умственного развития при повторении должны давать последовательные результаты и выводы, которые сопоставимы с другими показателями способностей человека и результатами его фактической деятельности. Успех при прохождении теста на умственное развитие еще не гарантирует, что кандидат будет хорошо справляться с предлагаемой работой. Требования конкретного вида работы могут быть намного выше или ниже показателя уровня интеллекта, отражаемого тестом на IQ. Кроме того, следует учитывать, что кандидаты, показавшие высокие результаты тестирования, могут ошибочно предположить, что они обладают исключительными качествами для выполнения именно этой работы.

Индивидуальность можно определить как совокупность различных качеств личности, проявляемых в ее поведении. Если подходить буквально, то в это определение включаются также уровень развития интеллекта и физические данные, но термин «индивидуальность» обычно подразумевает все эмоциональные факторы, мотивацию, интересы и социальные качества. Обратите внимание на некорректность использования термина «индивидуальность» для обозначения обаяния, шарма или доминирования; индивидуальность есть у каждого человека, так же, как каждый человек имеет вес, рост и интеллект.

Отбирая персонал, многие полагаются на интуитивное восприятие претендента, на первое впечатление, которое складывается на основе интерпретации телосложения, манеры одеваться и говорить, прически, а также под влиянием настроения в данный момент. Некоторые утверждают даже, что могут оценить человека мгновенно, как только он входит в помещение. Иногда такие суждения действительно оказываются удивительно точными, но чаще это не так. Для некоторых видов работы первое впечатление о человеке чрезвычайно важно, например, если речь идет о торговом представителе, но для большинства видов работ внешний вид не так важен. В любом случае подготовка и тренинг могут значительно улучшить первое впечатление, производимое человеком.

Психометрическими тестами называются тесты, выявляющие такие стороны психологического портрета личности, как уровень развития интеллекта, личностные характеристики, мотивацию и проч. Как правило, тестируемые отвечают на вопросы, которые требуют выражения их отношения к различным проблемам и ситуациям. Например, кандидатов могут попросить указать, какое решение проблемы они считают наиболее желательным, или от них требуется выбрать слова и выражения (такие, как «убедительный», «спокойный», «инновационный»), которые они считают наиболее уместными или наиболее неуместными для описания особенностей своей индивидуальности. Ряд тестов требует от тестируемых выбора между несколькими альтернативными вариантами ответа.

Термин «анкета», употребленный вместо термина «тест», указывает на отсутствие элемента отсева тестируемых субъектов на основании их ответов. Анкета скорее предполагает выявление слабостей и сильных сторон личности, конкретизированных по определенным психологическим параметрам.

Очень часто кандидат претендует на должность или место, не имея предыдущего опыта подобного вида деятельности. Работодатель понимает, что потребуется обучение такого работника, но хочет заранее быть уверенным, что подготовка пойдет на пользу и кандидат успешно пройдет ее. Иными словами, работодатель хочет знать, имеет ли кандидат на место соответствующие способности для выполнения предлагаемой работы, т.е. базовые умственные и физические качества, которые можно развить в специфические навыки и умения.

Способности включают в себя несколько компонентов: общий уровень интеллекта, одна или несколько специфических умственных способностей, физические качества (например, мускульная сила, координация движений), опыт выполнения аналогичной работы и, возможно, ряд личностных характеристик, таких, как интересы, мотивация. Некоторые способности, например способность к руководству или умение продавать, являются настолько комплексными и противоречивыми, что до сих пор не представилось возможным найти удовлетворительный способ их тестирования.

В отличие от тестов на способности, выявляющих потенциальные возможности, которые могут быть достигнуты за счет обучения, тесты на умение выявляют умения и опыт, которыми уже обладает кандидат на место. Это самые распространенные из всех тестов, каждому кандидату на место в процессе собеседования задают по меньшей мере один вопрос о его предыдущем опыте. Структура тестов на выявление умений достаточно проста, обычно они представляют собой или практическое, или символическое выполнение опытного задания.

Все тесты, используемые для оценки индивидуальных различий, следует оценивать на валидность, т.е. с помощью исследований устанавливать, действительно ли тест оценивает именно то, что призван оценивать, или прогнозирует то, что должен прогнозировать. В процессе подобного исследования его можно стандартизировать т.е. установить границу его успешного прохождения кандидатом, чтобы при получении результатов ниже этой границы кандидат мог быть отвергнут.

Различие мужчин и женщин определяется их хромосомным набором. У человека имеется 46 хромосом, по 23 от каждого из родителей. Хромосомы парны; 22 пары определяют общие черты развития индивидуума (телосложение, цвет волос и глаз и т.д.) независимо от пола; 23-я пара (состоящая из двух гоносом) определяет пол человека. У женщины в хромосомном наборе присутствует базовая гоносома X. Мужчина передает Х или Y гоносому. В момент зачатия комбинация XX определяет женский пол ребенка, комбинация XY - мужской. Таким образом, ребенок не может прийти в этот мир без гоносомы X, но наличие у него гоносомы Y необязательно. Соответственно в хромосомном наборе не может быть сочетания YY, возможно лишь сочетание XY. Мужской набор хромосом неизбежно содержит женские хромосомы, но не наоборот, поскольку базовым является женский пол.

Является ли мужчина в основе своей женщиной с наличием и отсутствием определенных органов и особенностей (что вызвано эволюцией и биологическим разделением труда) или же мужчины и женщины представляют собой изначально разные существа, которые в определенных условиях способны к спариванию? Медицинская наука до сих пор не в состоянии предложить однозначный ответ на этот вопрос; существуют вполне веские аргументы в пользу обеих точек зрения. Однако эта проблема представляет важность для управления человеческими ресурсами, поскольку мнение, что мужчина и женщина различаются по своей глубокой сущности, может привести к подтверждению наличия половых стереотипов (например, к мнению, что мужчины жестче, агрессивнее, более конкурентны и рациональны, а женщины более эмоциональны, интересуются больше людьми, нежели идеями, более зависимы и т.д.), что в свою очередь может привести к дискриминации по половому признаку и отсутствию равных возможностей в сфере занятости.

Все люди принадлежат к единому роду homo sapiens и имеют общие наследственные характеристики. Наследственные признаки сильно различаются. Однако когда наследственность передается в пределах группы, изолированной от других групп географическими или иными барьерами, некоторые черты приобретают высокую концентрацию среди представителей местного населения. Разделение групп, которое имеет место в течение многих тысяч поколений, может привести к формированию различных рас. Таким образом, расовые различия непостоянны, поскольку на протяжении столетий расы подвержены изменениям, происходит перераспределение совокупного набора общего генофонда человека в результате смешанных браков.

Индивидуальная вариантность генетического строения в пределах расовых групп также часто перевешивает расовые признаки. Отсюда следует, что расовые различия - это вопрос степени, а не качества. Замкнутые сообщества приспосабливаются к своей среде проживания, так что аутсайдеры начинают ассоциировать физические характеристики представителей этого сообщества с характерным для них поведением, соответствующим определенной среде проживания (например, эскимос, который привык к условиям арктического холода). Затем такие сообщества начинают восприниматься другими как представители определенной расовой группы.

Сегодня 27.05.2018