Управление

человеческими ресурсами

Типы коммуникаций


Полезно разделить коммуникации в пределах организации на два типа: формальные (официальные), т.е. официально установленные или одобренные руководством, и неформальные, или неофициальные и незапланированные, методы коммуникаций.

Коммуникации можно также разделить на односторонние, при которых отправитель не рассчитывает на реакцию получателя, и двусторонние коммуникации, организованные таким образом, чтобы был обеспечен и стимулирован отклик получателя. Односторонние коммуникации быстрые и являются прерогативой руководства; двусторонние коммуникации более медленные и показывают участие работников в принятии решений.

В формальных коммуникациях преобладает написанное или сказанное слово, тогда как неформальные коммуникации могут включать также жесты, мимику, то, что не сказано, сведения о присутствующих или отсутствующих на собрании. Многие слухи берут начало там, где кто-либо делает выводы на основе нескольких невербальных знаков. Мимолетное появление старшего управляющего с планом офиса в руках в компании незнакомца, несущего большую рулетку, вне всяких сомнений, породит слух о скором переезде в другой офис.

Коммуникации можно проанализировать исходя из их направления. Коммуникации могут быть:

(а) нисходящие - с более высоких уровней организации на более низкие;
(б) восходящие - с низшего на высший уровень;
(в) горизонтальные (или боковые) в пределах организационных горизонталей (т.е. из одного подразделения в другое, примерно того же уровня).

Большинство формальных коммуникаций являются нисходящими, тогда как неформальные коммуникации в основном восходящие или горизонтальные.

Создается впечатление, что в большинстве организаций существуют проблемы с коммуникациями, поскольку в них не предусмотрено обеспечение восходящего или горизонтального направлений, что фактически лишает руководство возможности знать мнение персонала и сильно затрудняет координацию действий структурных подразделений организации.

Сегодня 18.06.2018