Управление

человеческими ресурсами

Реинжиниринг


Реинжиниринг - это радикальное изменение структуры бизнес-процесса, как правило, путем использования новейших информационных технологий с целью усовершенствования его действенности. Традиционные подходы к улучшению эффективности производства иногда не приносят результата, поскольку они сосредоточиваются на автоматизации и ускорении существующих систем и процессов простым повторением старых методов выполнения операций, а не на фундаментальной изначальной неэффективности старого оборудования и замене устаревших систем как таковых, в целом.

Прочими проблемами, возникающими при попытках применения традиционных подходов к реструктуризации, являются:

(а) перестроенная структура рискует снова устареть вскоре после ее запуска;
(б) частые изменения в структуре компании дестабилизируют ее деятельность и деморализуют персонал;
(в) имеющемуся персоналу могут быть вменены новые и незнакомые обязанности, для выполнения которых у работников может не хватать опыта и/или навыков;
(г) для приспособления к каждой последующей реструктуризированной системе персоналу потребуется довольно длительное время.

Напротив, реинжиниринг смело ставит под сомнение самые основы структуры организации и меняет базовые правила и структуры управления бизнесом. Примерами реинжиниринга могут быть:

(а) отмена должностных инструкций и границ между структурными подразделениями организации;
(б) широкое использование наделения полномочиями;
(в) интеграция операций;
(г) поиск путей достижения конкретных результатов;
(д) создание организационной структуры, основанной на желаемых результатах, а не на функциональных обязанностях, требуемых для их достижения, например, путем возложения на одного работника обязанностей контроля над несколькими типами операций и ответственности за достижение поставленной цели;
(е) вовлечение непосредственных пользователей продукцией или материалами в проектирование процесса и контроля за ходом его выполнения. Например, отдел, использующий сырье, может быть назначен частично ответственным за работу с поставщиками сырья;
(ж) централизация процедуры контроля путем использования компьютеров;
(з) практика принятия решений на месте, где осуществляется работа. Это подразумевает устранение некоторых ступеней управленческой иерархии и «разглаживание складок» организации.

Как правило, реинжиниринг бизнес-процессов организации направлен на радикальное упрощение базовых операций низшего уровня (например, всех операций, направленных на удовлетворение заказов клиентов). Этот процесс может предполагать стирание границ между отдельными подразделениями, интегрирование компьютеризованной системы управления, сокращение линий коммуникаций и устранение неэффективных процедур. Результаты реинжиниринга бизнес-процессов могут повлиять на содержание должностных обязанностей (как правило, работники становятся многофункциональными), систему вознаграждения и на общую численность необходимого персонала.

Критические замечания в адрес реинжиниринга бизнес-процессов можно обобщить следующим образом.

(а) Реинжиниринг - это простое приспособление для ускорения работы посредством применения разделения труда и строгого детального надзора за работниками. Отсюда мнение, что это делает работу более рутинной и скучной,
(б) Реинжиниринг, как правило, сопровождается увольнением избыточной рабочей силы. Это демотивирует тех, кто сохранил место, и снижает их преданность компании, особенно если эти работники имеют слабую профессиональную подготовку и нечетко представляют себе свои новые рабочие роли.
(в) Использование технологии контроля за трудовой деятельностью работников на рабочих местах представляет скорее директивный, нежели демократический управления.
(г) Человеческие взаимоотношения делаются менее содержательными, более пустыми и тривиальными.
(д) Реинжиниринг может скорее привести к потере основных навыков вместо приобретения множественных навыков и умений.

Сегодня 18.06.2018