Управление

человеческими ресурсами

Применение экспериментов над животными в процессе обучения человека


Создание классических условных рефлексов не подходит для обучения человека в процессе его трудовой деятельности в промышленности и коммерции, поскольку оно не имеет дела с ответной реакцией, контролируемой сознанием. Оперантное формирование рефлексов имеет одно очень специфическое применение - запрограммированное обусловливание, но более всего оно ценно в закреплении моделей поведения, которым необходимо следовать, если вы хотите, чтобы обучение было успешным. Однако следует иметь в виду, что оперантное научение у животных как субъектов обучения происходит путем проб и ошибок, тогда как большинство людей учатся путем копирования и получения словесной и графической информации.

Рассмотрим в качестве примера формирование навыка ручного труда.

(а) Обучающийся должен быть мотивирован (т.е. иметь побуждение) завершить курс и должен четко представлять себе выгоды от этого, например повышение оплаты труда, другая, более престижная должность или удовлетворение от обладания новым умением.

(б) В процессе обучения индивидуальная мотивация должна поддерживаться различными способами:

• установлением и достижением промежуточных целей - путем разбивки общей задачи на отдельные завершенные части или элементы; каждый с заранее заданным стандартом исполнения, которого должен достичь обучающийся;
• конкуренцией - хотя ее не следует заводить слишком далеко; конкуренция между обучающимися нередко хорошо мотивирует;
• демонстрацией полезности, нужности - следует разъяснять обучающимся цель любого теоретического багажа или упражнения;
• поддержанием на должном уровне внимания обучающегося.

(в) При составлении программы следует сделать однозначно четкими и понятными стимулы и содержание ответной реакции. Если программа обучения не структурирована самым тщательным образом, распознавание соответствующего стимула в череде многих привходящих ощущений или соответствующая ответная реакция на конкретный стимул может вызвать у обучающегося определенные трудности.

(г) В процессе прохождения программы обучения следует закреплять ответную реакцию обучающегося через определенные интервалы времени, естественно, не лакомствами, а гораздо менее материальными наградами.

Для человека исключительно мощным закреплением является знание результатов обучения. Обучающегося следует постоянно информировать о прогрессе, которого он достиг в процессе обучения или с помощью инструктора, или путем обратной связи относительно конечной цели. Психолог Бартлетт из Кембриджа сказал: «Не очевидно, что практика приводит к совершенству, но вполне очевидно, и можно это утверждать, что практика, результаты которой известны, приведет к совершенству».

Похвала инструктора является сильнейшим методом закрепления. Но инструктору следует избегать критики и наказаний обучающегося, это ведет к закреплению неверных методов обучения, поощряет неконструктивное поведение и может вызвать у обучающегося антипатию к инструктору и задаче обучения.

Принципы оперантного обусловливания, таким образом, показывают, как можно получить наилучшие результаты подготовки и обучения в сфере промышленности и коммерции. Другие важные факторы в процессе обучения человека, которые выведены не из экспериментов с животными, рассмотрены далее.

Сегодня 18.06.2018