Управление

человеческими ресурсами

Обучение - побуждение, стимул, ответная реакция и закрепление


Формирование классического условного рефлекса
Оперантное формирование условного рефлекса
Применение экспериментов над животными в процессе обучения человека
Прочие факторы обучения человека
Прочие теории обучения
Память
Перенос знаний
Важность переноса знаний
Природа обучающей организации
Первичное и рефлексивное обучение
Производственное обучение, взаимоотношения в коллективе и работа с персоналом

Краткая сводка раздела

Обучение - это достаточно постоянные изменения поведения, происходящие в результате накопления опыта. Данное определение подразумевает, что обучение имеет место только тогда, когда индивидуум проявляет различия в поведении, например, когда он может подтвердить знание новых фактов или сделать что-либо, чего он не мог сделать раньше. Изменения в поведении, обусловленные возрастом или травмой, не могут служить примерами обучения. Однако если травмированный человек нашел способ приспособиться к своему увечью, то его новое поведение может рассматриваться как результат обучения; это - натренированное поведение.

При изучении психологии научения необходимо понимать значения четырех важных терминов - побуждение, стимул, ответная реакция (отклик, ответ) и закрепление. В приведенных определениях понятие «организм» относится как к человеку, так и к животным.

(а) Побуждение - это необходимое условие возникновения готовности к действиям или поведению. Это обстоятельство, при котором организм желает удовлетворить свою потребность.

(б) Стимул - знак или сигнал, который провоцирует реакцию. Обычно он передается (выражается) видом, звуком, запахом или прикосновением. Например, звук телефонного звонка побуждает нас снять трубку, или изменение цвета материала (предмета) заставляет нас изменить цвет используемой краски.

(в) Ответная реакция - поведение, являющееся результатом стимулирования (даже если представляется невозможным выявить стимул). Как правило, с определенным стимулом связывается определенная ответная реакция, так что одно автоматически влечет за собой другое, например, переключение скорости автомобиля при приближении к повороту. Предметом производственного обучения во многом является именно установление подобных ассоциаций, или связей.

(г) Закрепление - любое событие или объект, который усиливает реакцию, заставляя ее либо продолжать, либо усиливать, путем обеспечения организма неким вознаграждением. Так, собака после выполнения трюка может быть вознаграждена либо лакомством, либо дружеским похлопыванием (поглаживанием) и ласковым словом. Человека, обучающегося вождению автомобиля, инструктор может похвалить за плавное переключение скоростей.

Создание классических условных рефлексов не подходит для обучения человека в процессе его трудовой деятельности в промышленности и коммерции, поскольку оно не имеет дела с ответной реакцией, контролируемой сознанием. Оперантное формирование рефлексов имеет одно очень специфическое применение - запрограммированное обусловливание, но более всего оно ценно в закреплении моделей поведения, которым необходимо следовать, если вы хотите, чтобы обучение было успешным. Однако следует иметь в виду, что оперантное научение у животных как субъектов обучения происходит путем проб и ошибок, тогда как большинство людей учатся путем копирования и получения словесной и графической информации.

Для человека исключительно мощным закреплением является знание результатов обучения. Обучающегося следует постоянно информировать о прогрессе, которого он достиг в процессе обучения или с помощью инструктора, или путем обратной связи относительно конечной цели. Психолог Бартлетт из Кембриджа сказал: «Не очевидно, что практика приводит к совершенству, но вполне очевидно, и можно это утверждать, что практика, результаты которой известны, приведет к совершенству».

Не все еще известно о процессе обучения, и бихевиористская модель оперантного создания рефлексов, рассмотренная выше, является всего лишь одним из множества подходов к этому процессу. В соответствии с оперантным формированием рефлексов обучение - это процесс, основанный на ответных реакциях, когда обучающийся не принимает никакого участия в определении предметов, подлежащих изучению, или выборе методов обучения. Полезность этого процесса оспаривается школой действенного обучения, которая рассматривает обучение преимущественно как активный процесс, который предполагает взаимодействие индивидуума со средой. Обучение рассматривается как проявление общего интеллектуального развития, которому нет необходимости зависеть от таких факторов, как стимул и ответная реакция. Например, люди изучают такие категории, как время, пространство, логика, отвлеченно, без какой-либо связи с оперантным созданием рефлексов.

Другим подходом является модель социального обучения, которая предполагает, что индивидуум обладает интеллектом, который с самых первых дней его жизни стремится осознать и понять события и окружающую действительность.

Познавательная модель обучения - это еще одна альтернатива оперантному созданию рефлексов. Познание - мыслительный процесс, который управляет приобретением знаний. В него включается интуиция, восприятие, воображение и аргументация. Познание касается того, как люди приобретают идеи и как формируется их восприятие. Соответственно этому познавательная модель рассматривает обучение как процесс, при котором индивидуумы начинают понимать смысл своего жизненного опыта, который они постоянно подвергают переоценке с целью достижения лучшего понимания внешней среды, в которой действуют.

Необходимым условием процесса обучения является сохранность информации, т.е. ее необходимо запомнить. Обратите внимание (это важно), что неспособность обучающегося продемонстрировать полученные знания скорее может быть результатом не его неспособности, а неумения воспроизвести то, что было изучено.

Существуют две теории, объясняющие перенос знаний, - теория идентичности элементов и теория переноса знаний через принципы. Часто встречается негативный перенос знаний, который увеличивает трудности обучения из-за знания предыдущей задачи. Так, водители часто жалуются на трудность управления автомобилем с автоматическим переключением передач; вполне вероятно, что новичок, только севший за руль, не будет испытывать этих трудностей. Машинистка, печатающая двумя пальцами, будет испытывать трудности при обучении печатанию слепым методом; несомненно, таких трудностей не будет у той машинистки, которая с нуля обучается слепому методу печатания. Но для машинистки, привыкшей использовать слепой метод печатания при перепечатке документов, не составит труда печатать под диктовку или с диктофона.

Иногда термин «обучающие организации» используют для обозначения компаний, действующих в высокотурбулентной (нестабильной) среде, которая требует постоянной трансформации производственных методов и которая с целью обеспечения основы для внедрения новых методов регулярно проводит обучение и подготовку своих служащих. Таким образом, составляющие бизнеса этих компаний, в том числе продукт, рынки, используемые методы и ориентация продукции, - все это время от времени кардинально изменяется.

Учиться - значит, поглощать знания, приобретать новые умения и мастерство и/или усваивать новые подходы и взгляды. Обучение способствует перманентным изменениям возможностей и поведения, в отличие от краткосрочных изменений, которые затем с легкостью забываются. Организационное обучение охватывает все процессы, вследствие которых недавно найденные решения административных проблем фиксируются в «управленческой памяти» организации, становясь тем самым составной частью организационного механизма реагирования на будущие перемены.

Компаниям, действующим в быстроменяющейся среде, необходима регулярная корректировка методов работы и обучение и повышение квалификации персонала на постоянной основе для обеспечения внедрения новых систем. Следует обратить внимание, что обучающая организация далеко не то же самое, что организация, затрачивающая большие средства на подготовку и обучение персонала. Она требует безоговорочного принятия перемен на всех уровнях своего бизнеса, включая основной производственный персонал. Следует обратить особое внимание, что организация по сути своей является группой индивидуумов, так что способы обучения рабочих групп в ее пределах подвержены воздействию целого ряда социальных, межличностных и прочих нематериальных факторов, а также воздействию существующих в организации и вне ее информационных систем и прочих формальных условий обучения.

Создание обучающей организации представляет большую трудность по ряду причин.

- Работники всех уровней организации должны разделять стремление учиться. Таким образом, формирование обучающей организации - это направленный вверх процесс, который может не вписываться в культуру предшествующей бюрократической и иерархической системы.
- Неадекватность сбора информации и внутренней коммуникационной системы.
- Организационная политика, которая может препятствовать всеобщему распространению и принятию идеи обучения.
- Высшее руководство организации может не выказывать большой преданности этой идее.
- Некоторые работники могут быть неспособны к обучению. Замена таких сотрудников новыми может быть чрезвычайно сложным и дорогостоящим мероприятием.
- Создание обучающей организации требует тщательного планирования.

Сегодня 16.08.2018