Управление

человеческими ресурсами

Жалобы и трудовые конфликты


Жалобы (трудовые конфликты) работников могут быть вызваны внешними обстоятельствами, такими, как создание работодателем условий работы, вредных для здоровья, и внутренними причинами, например чувством неблагополучия и/или разочарования. Жалобы внешнего происхождения можно устранить путем изменения обстоятельств внешней среды работы, вызывающих их; восстановлением контрактного права, улучшением условий труда, созданием дополнительных выгод и т.д. Трудовые конфликты, которые спровоцированы внутренними причинами, имеющими отношение к душевному состоянию работника, лучше всего поддаются разрешению при помощи недирективного консультирования.

Многие трудовые конфликты возникают скорее от простого непонимания, нежели от глубокого конфликта интересов. В этом случае достаточно просто четко расставить все точки над i, и проблема будет устранена. Мелкие конфликты могут проистекать от недостатков или сбоя во внутриорганизационных коммуникациях, от чувства ревности, межличностного соперничества или от споров между подразделениями. Подобные проблемы легко решить простым увеличением потока информации в пределах организации, четким распределением обязанностей и полномочий работников и подразделений и укреплением сотрудничества между структурными подразделениями организации.

Ни одна организация не управляется столь совершенно, чтобы ее работники никогда не ощущали потребности пожаловаться на что-либо. Даже если компания стремится к тому, чтобы быть идеальным работодателем, и то ее персонал может считать, что некоторые жалобы оправданны, хотя объективно они не имеют под собой почвы. Хорошо продуманные процедуры рассмотрения трудовых конфликтов позволяют компании с легкостью решать эту проблему, быстро и справедливо, не заставляя работников прибегать к забастовочным мерам. Официально принятые процедуры рассмотрения жалоб сводят к минимуму вероятность принятия непоследовательных решений: они демонстрируют, что работодатель старается быть справедливым. И естественно, отсутствие подобных официально закрепленных процедур значительно ослабляют позиции работодателя в случае, если трудовой конфликт в конце концов рассматривается в судебном порядке.

Процедура рассмотрения жалоб представляет собой установленный набор взаимоприемлемых правил, которые позволяют руководству и недовольному работнику разрешать жалобу. Эти правила пресекают возможность безответственного поведения сторон, предусматривают добросовестное отношение сторон и обеспечивают их справедливость и беспристрастность. Официальная процедура рассмотрения трудовых конфликтов имеет и другие положительные стороны.

(а) Обеим сторонам известно и понятно, каким образом подается и рассматривается жалоба.

(б) Руководители и представители профсоюза, рассматривающие трудовые конфликты, периодически сменяются за счет продвижений по службе, ухода в отставку и переводов и новых назначений. Однако существование письменных правил рассмотрения жалоб обеспечивает постоянство и бесперебойность этого процесса.

(в) Письменные правила четко обозначают важнейшие моменты процесса рассмотрения жалоб: указывают ответственного за принятие решений по разрешению конфликтов, устанавливают временные сроки регистрации жалобы и подачи апелляций и т.д.

(г) Ведение официальных протоколов рассмотрения трудовых конфликтов устраняют почву для последующих споров и неясностей относительно того, как проходило обсуждение и что было решено.

(д) Работники уверены в том, что какие бы проблемы ни возникали, они имеют возможность дойти со своими жалобами до высшего руководства компании.

Однако существуют аргументы в пользу неформального (неофициального) рассмотрения трудовых конфликтов. Формализация процесса рассмотрения трудовых конфликтов снижает возможность проявления гибкости, поскольку уже имеющиеся прецеденты заставляют применять в будущем одни и те же установленные правила. Вокруг политики рассмотрения и разрешения конфликтов устанавливается свой мини-порядок, со своим протоколом, нормами и правилами толкования. В этих условиях становится невозможным закрыть глаза на некоторые небольшие недостатки, независимо от условий, в которых они проявились.

Сегодня 18.06.2018