Управление

человеческими ресурсами

Восприятие удовлетворяющих потребности целей


Следует обратить особое внимание на восприятие. Хотя многие люди зачастую мотивированы аналогичными потребностями, их восприятие удовлетворяющих потребности целей различны. Например, убежденный трезвенник не воспринимает пивную как средство утоления жажды, а те, кто ищет работу, не претендуют на одни и те же вакансии. Удовлетворение потребностей, как правило, носит комплексный характер. Так, новое место работы, если оно тщательно выбрано, может удовлетворить весь предложенный Маслоу спектр иерархии потребностей.

Разочарование

Попытка достижения поставленной цели не всегда может быть удачной; человека может постигнуть разочарование (крах). Позитивной реакцией на разочарование может быть еще одна попытка решить проблему, вероятно, путем поиска пути, обходящего препятствие, которое помешало человеку с первой попытки достичь цели, а возможно, путем выбора альтернативной цели, которая может удовлетворить потребность, хотя, возможно, и не в такой степени. Восприятие и достижение альтернативной цели иногда называют разочарованием, поскольку индивидуум лишается возможности дополнительного удовлетворения, на которое он мог бы рассчитывать, если бы первоначальная цель была бы достигнута.

Разочарование может также дать различные формы негативной реакции, опровергающей общее правило, гласящее, что всякое поведение человека имеет смысл и направлено на достижение цели. Негативная реакция может проявляться по целому ряду причин.

(а) Цель, на достижение которой были направлены усилия, является исключительной с той точки зрения, что не имеет приемлемой альтернативы, например, в округе на много миль нет другой пивной, а та, которая рядом, только что закрылась.

(б) Цель связана с огромным эмоциональным содержанием, например, претендент заявил всем, что уверен в получении хорошего места, а затем узнал, что его кандидатуру отклонили.

(в) Человек по своей природе склонен к негативной реакции.

Негативная реакция может иметь несколько форм; наиболее часто встречающимися являются четыре.

(а) Агрессия - физическая, или вербальная, атака на предмет или человека, например брань в адрес хозяина пивной.

(б) Регрессия - возвращение к поведению, характерному для ребенка, например слезы или надутый, обиженный вид.

(в) Смирение - полное примирение с неудачей, апатия, уход, самоустранение; например, разочарованный отказом в продвижении сотрудник может начать опаздывать на работу, рано уходить и уклоняться от принятия каких-либо решений.

(г) Фиксация (закрепление) - настойчивое продолжение бесполезного, бессмысленного поведения, например, попытка стучать в дверь давно закрытой пивной, хотя совершенно ясно, что она уже не откроется.

Сегодня 18.06.2018