Управление

человеческими ресурсами

Теория ожидания


Процесс мотивации можно объяснить и с иной точки зрения. Так, теория ожидания гласит, что усилия, направленные на удовлетворение потребностей, будут определяться мнением индивидуума о том, что он может ожидать в качестве результата своих усилий, который и принесет ему желаемое вознаграждение.

Согласно Вруму, автору теории ожидания поведение индивидуума определяется:

(а) тем событием, наступления которого желает индивидуум;
(б) его оценкой вероятности наступления этого события;
(в) степенью уверенности индивидуума в том, что это событие удовлетворит его потребность.

Для иллюстрации сути этой теории представим, что трое работников желают получить карьерное продвижение с целью удовлетворения их потребностей в самореализации (Маслоу) или потребностей в росте (Алдерфер). Первый работник полагает, что лучший способ для этого - занять видное положение в клубе компании и проводит там много свободного времени, уверенный в избрании его на одну из почетных должностей.

Второй работник понимает как лучший путь к самореализации достижение высокой профессиональной квалификации, для чего он много работает по вечерам.

Третий также воспринимает профессиональную квалификацию как наиболее приемлемый путь наверх, но не предпринимает попыток повысить ее, так как полагает, что не сможет выдержать испытания на подтверждение квалификации. Он также не пытается занять почетную должность в клубе компании, поскольку в отличие от первого работника, не считает что это - средство продвижения по служебной лестнице.

Люди обычно основывают свои прогнозы событий, которые могут произойти в будущем, на том, что происходило в прошлом. Следовательно, когда работник сталкивается с новой ситуацией, не имеющей аналогов в прошлом (например, с изменением его должности, новыми условиями работы и изменением рабочей среды), это вызывает неуверенность, которая может снизить уровень мотивации работника, поскольку он не имеет предыдущего опыта подобных событий и не представляет себе возможных последствий изменившихся обстоятельств.

Теория Врума предполагает следующее.

(а) Руководство должно четко разъяснять работникам возможные последствия новой трудовой практики.
(б) Работники должны четко представлять себе взаимосвязь между прилагаемыми ими усилиями и вознаграждением, которое будет получено за эти усилия.
(в) Вознаграждение должно удовлетворять потребности работников.
(г) Сложные схемы вознаграждения (например, комплексные схемы премирования) вряд ли будут способствовать увеличению усилий работников, поскольку они не смогут напрямую соотнести более интенсивный труд с более высокой его оплатой.

Сегодня 18.06.2018