Управление

человеческими ресурсами

Рабочие группы - их формирование и поведение


Группа - это коллектив из двух и более человек
Официальные и неформальные группы
Групповые нормы
Контрольное помещение для отдельной смены
Выводы по результатам исследований
Формирование рабочих групп
Сопротивление переменам
Поведение рабочих групп
Сплоченность группы
Рабочие группы - последствия для руководства
Команда представляет собой особую разновидность группы
Основание для командной работы
Построение команды
Категоризация ролей в команде
Потребность в выполнении различных ролей в пределах одной команды
Роль - добровольно принятая на себя модель поведения
Работа и карьера

Краткая сводка раздела

Практически любая работа редко осуществляется в одиночку; у большинства из нас есть коллеги, чьи характеры и желания мы должны научиться понимать, потому что находимся в тесном контакте с ними. Когда мы работаем с кем-либо, мало простого понимания этого человека, требуется некоторым образом скорректировать свое поведение, чтобы наши действия были приемлемы в первую очередь для тех, с кем мы работаем, а не только лично для нас. После того как люди проработали вместе длительное время, взаимное приспособление и корректировка их поведения превращаются уже в общепринятую норму, вырабатываются одинаковые взгляды и зачастую определенные правила и порядки становятся почти обязательными. Таким образом, с этого момента группа индивидуумов трансформируется в рабочую группу, которая представляет собой специальный тип социальной группы. Группа - это коллектив из двух и более человек, имеющий общие цели.

Официальные группы создаются руководством для конкретной, заранее определенной цели. Руководство подбирает участников группы, руководителей и задает методы работы. Официальная группа может быть определена с точки зрения ее задачи, функций, места в пределах управленческой иерархии (например, члены совета директоров) или с точки зрения продолжительности работы в компании (рабочие-ветераны могут получать привилегии, недоступные другим и вследствие этого составлять отдельно идентифицируемую группу).

Неформальная группа может образоваться без всякого участия руководства. Она создается людьми, которые ощущают общность интересов. Участники такой группы самоорганизуются и вырабатывают разделяемое всеми отношение друг к другу и к общей цели. Как правило, именно неформальная группа фактически определяет, какой объем работы выполнен. Цели неформальной группы, которая сформировалась в пределах организации, могут совпадать с целями руководства, но это не обязательно так.

Групповые нормы - это разделяемые всеми участниками группы взгляды на то, как следует действовать, или общие позиция, чувства, вера. Нормы могут касаться производственных методов, объема работы, который следует выполнить, степени готовности (энтузиазма) при выполнении работы, качества результирующего продукта, отношений с руководством (и профсоюзами), того, как следует обращаться с различными людьми, а также целого спектра прочих проблем. Групповые нормы имеют особую важность при определении отношения работников к переменам, поскольку нормы могут затруднить или облегчить сопротивление внедрению новых идей и методов.

Индивидуальный работник может получить определенные выгоды от членства в рабочей группе, а именно:

• удовлетворение социальных потребностей;
• преимущества от обмена опытом, например, когда опытный рабочий показывает новичку, как следует работать;
• взаимную поддержку, например, коллеги всегда поддержат того, кто вступил в споры с руководством;
• основу для самовыражения, поскольку безопасность, создающаяся в результате членства в группе, всегда способствует проявлению конструктивности.

Коллектив индивидуальных работников не обязательно должен автоматически превратиться в рабочую группу. Для формирования и сплочения рабочей группы должны существовать определенные условия.

Группа - это своеобразная опора в случае жизненных неприятностей работника. Группа действует как поддержка, способствует утверждению взглядов индивидуума на окружающий мир. Подобные выгоды от участия в группе значительно поощряют приспособление к групповым нормам. Участие в группе обеспечивает индивидуумам компанию, социальный опыт, возможность для самовыражения и общественные связи. Однако для получения права на эти выгоды участник группы должен быть готов скорректировать свое поведение, чтобы соответствовать принятым групповым нормам. Чем более ценным воспринимается членство в группе, тем более индивидуум стремится соответствовать групповым нормам.

Возникая, группа ведет себя определенным образом, т.е. создается впечатление, что она живет своей собственной жизнью, отличной от жизни ее участников.

Та степень, в какой участники группы ощущают себя ее составной частью, определяет сплоченность группы. Сплоченность проявляется в преимущественном употреблении в разговорах участниками группы местоимения «мы» вместо «я», во взаимопомощи членов группы и уровне проявляемых ими настойчивости и энтузиазма. Для сплоченных рабочих групп характерны низкий уровень текучести и прогулов.

Исследования показывают, что рабочие группы могут быть могущественной силой в пределах организации. Иногда их создание приветствуется руководством, а иногда может быть нежелательным, как в случае с тестовым помещением для сборки, а все из-за отсутствия четкой взаимосвязи между сплоченностью группы и уровнем ее производительности.

Рабочую группу следует также рассматривать на фоне официальной структуры организации. В частности, совпадает ли группа с формальным делением на отделы и подразделения или в нее входят работники из разных подразделений? Очень часто компания структурирована по функциональному признаку, т.е. основные производственные рабочие относятся к одному подразделению, подсобные рабочие - к другому, а клерки и все, занятые офисной работой, - к третьему. Неформальная рабочая группа, объединяющая работников, трудящихся рядом друг с другом и выполняющих аналогичные производственные задания, может иногда включать тех, кто официально числится в каждом из этих трех подразделений. Аналогичная ситуация возникает, когда официально назначенный руководитель группы (мастер смены или менеджер) и неформальный лидер группы находятся в состоянии соперничества за лояльность группы, что создает неразбериху, путаницу и недостаток контроля.

Команда представляет собой особую разновидность группы. Все команды являются группами, но группа не обязательно будет вести себя как команда. Определяющими характеристиками команды является то, что ее участники добровольно координируют свои усилия для достижения поставленных перед группой целей. Члены команды в высшей степени независимы, каждый индивидуум в пределах команды должен до некоторой степени самостоятельно интерпретировать характер своей конкретной роли в этой команде. Команда имеет своих лидеров, которые могут быть назначены внешними по отношению к группе структурами (например, высшим руководством компании). Но при этом полномочия и власть руководителя команды - в отличие от руководителя группы - беспрекословно принимается всеми членами команды.

Мередит Белбин с коллегами разработали теорию построения команды, которая предполагает, что некоторые типы индивидуумов не могут продуктивно работать в одной команде. Белбин утверждает, что все люди обладают различными психологическими характеристиками, которые заставляют их принимать на себя конкретные роли в процессе работы, и что надлежащее комбинирование индивидуумов, склонных к различным рабочим ролям есть существенное условие для создания хорошо сбалансированной команды. Они выделили девять командных ролей, каждая из которых должна выполняться успешно работающей командой (хотя они и не должны быть представлены в команде в эквивалентной степени). Члены команды инстинктивно берут на себя конкретные роли в соответствии со своим психологическим типом, определяемым с позиций их ума, склонности к интровертности/экстравертности, доминированию и степени стабильности или беспокойства.

Роль представляет собой добровольно принятую на себя модель поведения, считающуюся типичной для человека, занимающего определенное социальное положение, например супруг, мать, посыльный, старший менеджер и т.д. Теория ролей рассматривает поведение индивидуума, его представления о том, как следует себя вести, и о том, как окружающие должны реагировать на их действия. Например, от инспектора (наблюдателя) могут ожидать вполне конкретного поведения, а также стиля одежды и манеры речи; по мнению окружающих, он должен придерживаться строгого соблюдения определенных норм и правил поведения.

Термин «ролевая категория» описывает весь класс людей, принадлежащих к той или иной социальной ипостаси (лидер, пожилой человек, старший управляющий и т.д.). На основе жизненного опыта индивидуум со временем формирует ролевые категории, к которым можно отнести представителей разных классов и слоев общества, которые встречаются на их жизненном пути. Например, от сотрудника отдела социального обеспечения могут ожидать всегда доброжелательного поведения и приветливости - независимо от характера его личности, образования или общего подхода к проблемам управления. Подобное обобщение облегчает социальные взаимодействия, поскольку установившиеся стереотипы избавляют человека от необходимости всякий раз подвергать анализу новую ситуацию, в которой он оказывается.

Карьера - это взаимосвязанная цепь занимаемых должностей с восходящим статусом и ответственностью. Карьерный рост может происходить в рамках одной организации (как правило, крупной), в процессе перехода из одной организации в другую или в результате сочетания первого и второго путей.

Для успешного планирования карьеры работник должен установить карьерные приоритеты, тщательно рассмотреть и изучить поведение и взгляды тех, кто уже сумел преуспеть в данной области, выбрать те должности, которые помогут проявить личные достоинства и минимизировать недостатки, получить соответствующую подготовку и, если представляется возможным, найти личного наставника из состава высшего руководства данной (или целевой) организации, который сможет помогать и консультировать младшего товарища.

Сегодня 20.07.2018