Управление

человеческими ресурсами

Оценка эффективности деятельности отдела персонала


Эффективное управление персоналом должно способствовать улучшению эффективности деятельности организации, повышению производительности труда работников, улучшению обслуживания клиентов и тем самым способствовать долгосрочному повышению объема продаж. Однако оценка эффективности работы отдела персонала в краткосрочной перспективе сопряжена с некоторыми трудностями. Конкретные трудности, связанные с этим, можно обобщить следующим образом.

(а) В связи с тем, что различные компании действуют в подчас совершенно несопоставимой среде бизнеса, следует ожидать существенных различий в текучести кадров, уровне прогулов и прочих кадровых показателях среди компаний, занимающихся аналогичными видами хозяйственной деятельности.

(б) Управление персоналом представляет собой настолько разнообразный по составу и сложности вид деятельности, что было бы неправильным ограничиться небольшим набором показателей для оценки его эффективности.

При оценке работы отдела персонала количественные коэффициенты применимы для оценки таких параметров, как:

• затраты на рабочую силу на единицу продукции в сопоставлении с аналогичным показателем по компаниям-конкурентам;
• уровень текучести кадров;
• коэффициент прогулов;
• частота возбуждения судебных дел по жалобам работников;
• доля сотрудников отдела персонала, имеющих профессиональную квалификацию;
• число рабочих дней, потерянных в результате забастовок;
• период времени, необходимый для рекрутирования нового работника;
• успехи, достигнутые при применении политики равных возможностей.

К числу субъективных критериев можно отнести мотивацию работников, командный дух и готовность воспринимать перемены, степень приемлемости для высшего руководства компании предложений, исходящих от отдела персонала, качество сложившихся взаимоотношений с профсоюзами, уровень реагирования претендентов на рекламные объявления компании о вакансиях, полезность документов, подготовленных отделом (например, должностные инструкции, квалификационные и психологические характеристики претендентов на вакансию) и т.д. Можно проводить опросы работников других подразделений с целью выявить, как они оценивают работу отдела персонала по следующим направлениям:

• оперативность, с какой отдел персонала предоставляет информацию по поступившему запросу или дает консультацию;
• качество советов (консультаций), предоставляемых представителями отдела персонала;
• вежливость и готовность к контактам сотрудников отдела;
• знание отдельными сотрудниками кадровых вопросов;
• общий вклад отдела в работу других подразделений компании.

Высшее руководство компании может оценивать вклад отдела персонала по тому, насколько эффективно он может урегулировать проблемы морального климата и взаимоотношений персонала компании, возникающие в периоды сокращения размера компании, реструктуризации, внедрения новшеств и перемен. Кроме того, от специалиста отдела ожидают участия в формировании коллективных решений высшего руководства, помощи в решении таких стратегических задач, как формулирование миссии компании, определение характеристик корпоративной культуры, подготовка моральной почвы для технологических изменений и проч.

Сегодня 18.06.2018